Официальный сайт русскоязычной общины Христадельфиан

ИСЦЕЛЕНИЕ ГАДАРИНСКОГО БЕСНОВАТОГО

(Евангелие от Марка 5:1-17)

Описанный в Евангелиях случай встречи Иисуса с одержимым нечистым духом человеком и драматическое изгнание из него «целого легиона бесов» представляет собой один из наиболее сложных и труднопонимаемых примеров в общем вопросе о сатане и дьяволе, о его служителях бесах и нечистых духах. За минувшие со времени тех событий века, в сознании людей развилось и закрепилось понимание о том, что наряду с Богом и Его верными ангелами существуют сверхъестественные силы зла, посланники которых всячески противодействуют Богу и причиняют всевозможный вред человеку, одновременно препятствуя его сближению со своим Создателем и обретению вечного спасения, ставшего возможным для всех людей благодаря искупительной жертве Божьего Сына.

Исцеление гадаринского бесноватого

Более тщательное и объективное исследование истории с исцелением Легиона, проведенное в полном отрыве от накопленных христианским миром предрассудков и искажений, крайне противоречивых и непостоянных как по своей форме, так и по сути, способно со всей наглядностью показать и убедить нас в том, что вся эта одновременно зрелищная и жуткая история является ничем иным, как еще одним примером исцеления тяжких недугов, на протяжении всей человеческой истории сопровождавших и преследовавших людей, и продолжающих преследовать их поныне.

Ни для кого не является секретом то обстоятельство, что с течением времени познание человеком мира и имеющих в нем место разнообразных процессов углубляется и становится более точным, более приближенным к истинному положению дел в том или ином затронутом направлении. Научные исследования последних столетий и, тем более, последних десятилетий в значительной степени приоткрыли завесу таинственности и непонимания над очень и очень многими вопросами, по отношению к которым прежде существовали лишь догадки и предположения, нередко замешанные на вековых суевериях и укоренившихся традиционных взглядах, и часто оказывающиеся крайне ущербными или полностью ошибочными. В этом контексте необходимо отметить, что и изучение самого человека не стояло и не стоит на месте, но имеющиеся ныне в нашем распоряжении знания о бесконечной сложности устройства человеческого организма открывают совершенно новые (и недоступные прежде!) возможности для понимания многих происходящих в нем процессов.

В отличие от подавляющего большинства церквей и деноминаций, представляющих собой т.н. «популярное христианство», христадельфиане изначально придерживались и продолжают придерживаться убеждения о том, что используемые Библией термины «сатана» и «дьявол» не обозначают некую конкретную сверхъестественную личность, имеющую реальное происхождение и считающую своим призванием противодействовать Богу и вредить как Ему, так и созданному Им человеку. Иными словами, такой реальной личности как Сатана, согласно убеждениям христадельфиан, не существует, но этим термином, переводящимся с оригинального древнееврейского языка, как «противник», «оппонент», «враг» и т.п., обозначается в Библии всё что угодно, что оказывает сопротивление или противодействие кому-либо или чему-либо, или оказывает вредное и неблагоприятное влияние. Нередко этот термин употребляется в контексте противодействия Божьей воле или благим намерениями и усилиям человека, но отнюдь не только в этом контексте. К примеру, в Библии достаточно случаев, когда слово «сатана» употребляется для предотвращения чего-то неправильного или негодного с точки зрения уже Самого Бога. Так, например, верный Божий ангел, посланный Богом противодействовать пророку Валааму на его неправедном пути, называется в Книге Чисел 22:22, сатаной (см. соответствующий стих на иврите с использованием необходимых словарей и симфоний / конкордансов; в общем и целом этот стих в буквальном переводе с иврита звучит следующим образом: «И воспылал гнев Божий за то что он пошел, и встал ангел Господень сатаной на пути его»), хотя более поздние переводчики Библии на европейские языки по весьма понятным причинам, уходящим корнями в их собственные предрассудки, не сохранили это оригинальное слово без перевода в данном конкретном отрывке, как и в ряде других «неудобных» для них отрывках Библии.

Мозг человека

Приняв во внимание эту общую позицию христадельфиан по отношению к вопросу о сатане и дьяволе, равно как и к демонам и бесам, и прочей «нечистой» силе, вернемся к истории с Легионом. Каким же образом тогда мы должны понимать описание о том, что внутри этого несчастного поселились многие и многие «бесы» - целый легион (см. Мар. 5:9,13), и все они, якобы, стали причиной его тяжких страданий? Начать необходимо с того, что при внимательном прочтении евангелий становится понятно, что в те времена заболевания, связанные с умственно-психическими расстройствами представляли собой наиболее неизученное и оттого пугающее явление в общем разнообразии болезней и недугов, которые непрестанно докучали человеческому обществу как тогда, так и поныне. Умственное расстройство имеет особое отличие, резко выделяющее его из всех остальных видов нарушений человеческого здоровья. Состоит оно в том, что нет никаких видимых или физически ощущаемых признаков каких-либо даже самых отдаленных нарушений внешней целостности человеческого организма, способных оказывать столь драматичное воздействие на поведение человека. В отличие от той же проказы, случаев с утратой конечностей, слепоты и т.п. И даже в случаях с другими невидимыми глазу заболеваниями (такими, например, как рак, гастрит и проч.), их влияние на внешнее поведение человека в большинстве случаев или равно нулю, или ничтожно. Человек, в любом случае, сохраняет свой рассудок. С умственными же расстройствами картина совершенно иная.

При умственных расстройствах, как уже известно и нам, и, тем более, современной медицине, поражается самый важный и, несомненно, самый сложный орган человеческого тела – мозг. Он может поражаться как частично, так и, в более редких случаях, полностью (последнее выражается в переходе человека в вегетативное состояние и нас в контексте нашего исследования не интересует). С этого момента мы, собственно, и начнем рассмотрение того «внутреннего механизма» событий, случившихся в тот день в Гадаринской земле с участием Господа, бесноватого, и присутствовавших при этом учеников, пастухов и, вполне возможно, жителей близлежащих селений, привлеченных столь необычным для этого места скоплением народа.

Мозг, по общему и согласованному мнению всех изучающих его специалистов, является самой сложно организованной материей во вселенной. Иными словами, это самое сложное, что есть в нашем мире. Именно этот орган отвечает, в частности, за осознание и понимание человеком как всего окружающего мира во всех его гранях, тонкостях, событиях, явлениях, качествах и т.п., так и самого себя во всем разнообразии и многосторонности живой человеческой личности, так и Бога – своего Творца и Создателя, и всего, что связано с Его Именем, Его путями и Его волей о нас.

В здоровом мозге все процессы протекают взаимосвязано и строго по схеме, которая определена и заложена изначально нашим Создателем. Проблемы возникают в том случае, если начинаются сбои и нарушения в его деятельности. Как становится понятно при ознакомлении с достижениями науки на пути к познанию функционирования мозга, человеку в этой сфере открылось за последние десятилетия очень и очень много, хотя ситуация, в общем и целом, остается такой, что все эти накопленные знания представляют собой поистине микроскопический объем на фоне общего вопроса о его устройстве и деятельности. Тем не менее, современная наука уже на этом этапе способна хотя бы частично объяснять многие причины умственных отклонений и нарушений, связанных с деструктивными изменениями тех или иных зон и частей головного мозга.

Сказав всё это, теперь легко понять, что у людей, живших во времена Иисуса, всех подобных познаний об устройстве мира и, в частности, о нюансах деятельности человеческого мозга не могло быть. Это мы, живущие в нынешние времена в современном мире, без труда понимаем, что при определенных условиях в деятельности нашего мозга могут возникнуть и закрепиться негативные изменения, вызванные, например, целым перечнем соответствующих болезней, или роковым ударом в голову, или в результате имевшихся у человека от рождения генетических изъянов, в результате воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, чрезмерного стресса, и т.п. Объяснить же причины порой резких и прогрессирующих изменений в поведении прежде нормального человека (или даже человека, ненормального от рождения), несколько тысяч лет назад просто не представлялось возможным с точки зрения объективных процессов, получающих развитие в человеческом мозге. Согласно верованиям, принятым в древних языческих культурах, за такое удручающее ухудшение в состоянии человека должны были нести ответственность некие необъяснимые и неподконтрольные человеку злые силы, и мы действительно находим именно такую интерпретацию этих явлений в верованиях языческих народов. Особенно в этом контексте нас интересует древняя Греция с её эллинистической культурой и ложными религиозными представлениями, которые при известных обстоятельствах получили невероятное распространение по всему тогда известному миру и оказали столь сильное влияние на жителей многих захваченных территорий. Ложные верования древних греков в значительной степени перекочевали и закрепились и в Палестине, проникнув даже в представления и взгляды на мир израильтян, и исказив их. Именно Греция стала основой и источником не только культуры современного цивилизованного общества, но и многих заблуждений и суеверий, каковые до сих пор оказывают влияние на умы людей и благодаря которым мы имеем столь значительные искажения в восприятии людьми многих библейских истин и учений.

Держа в уме всё вышесказанное и тщательно исследуя все библейские примеры с изгнанием из людей бесов, мы приходим к единственно верному и безальтернативному выводу о том, что в те времена люди считали ответственными за нарушения в умственном или психическом состоянии того или иного человека не перечисленные выше причины и факторы, а действия злых сил – в частности, бесов, которые по их пониманию «вселялись» в людей и низводили несчастных почти до состояния безумных животных, пугающих всех окружающих людей своим неадекватным и необъяснимым поведением. И действительно, давайте рассмотрим примеры употребления выражений типа «в нём бес», «бес в тебе», и проч., использующиеся различными библейскими персонажами времен Иисуса Христа:

Искаженное восприятие личности

Итак, когда о каком-то человеке в Израиле говорили, что он имеет в себе беса, то это означало, что он сошел с ума. В разных культурах и в разные времена эта мысль передается по-разному. Мы в России сегодня говорим «чокнулся», «сошел с ума», «тронулся», «поехала крыша» и т.п. Англичане говорят «слетел с петель», «пошел по орехи», и так далее. Отличие во всем этом вопросе между нами, современными людьми, и жителями Израиля тех времен состоит лишь в том, что нам, живущим ныне, в несравненно большей степени и с большей достоверностью известны причины полной или частичной утраты человеком разума, вызванного теми или иными сбоями и недостатками в работе мозга, а древние приписывали столь плачевный исход в судьбе человека деятельности злых сил, в частности – бесов, само понятие о которых уходит корнями в древние языческие измышления и верования, являющиеся ложными и отражающими собой заблуждения всех народов земли, которым Господь попустил до назначенного времени ходить во тьме их собственного невежества (Деян. 14:15,16).

Как известно, во все времена одной из наиболее заметных и трагикомичных особенностей таких заболеваний, связанных с нарушением деятельности мозга, как шизофрения (и др.), было и остается искаженное по временам восприятие своей собственной личности. И в наши дни тоже среди душевнобольных, содержащихся в известных диспансерах, можно найти и наполеонов, и цезарей, и прочих представителей видных исторических эпох и периодов с громкими именами и славными достижениями. (Кстати, много ли найдется ныне людей, которые всерьез станут утверждать, что во всех таких жителей современных «палат № 6» вселились бесы, и что причины их удручающего состояния, на самом деле, отнюдь не в перенесенном энцефалите, или менингите, или в ужасном пережитом стрессе, или в ущербном генетическом коде, или в десятках других явных и объективных причин, приведших к столь плачевному исходу?)

Дело в том, что всякий душевнобольной человек обитает в своей культуре, в своем времени и в своей эпохе, пропитывается ею и до известной степени превращается, как и все здоровые люди тоже, в некий продукт этой эпохи. Неадекватно действующий разум больного человека словно «переплетает» и «смешивает» частицы окружающей действительности, наблюдаемой им вокруг себя или усвоенной им ранее, до заболевания, так что в результате его сознание, хоть и ущербное, но в известной мере отражает эпоху и действительность, в которой он живет. По понятным причинам гадаринский бесноватый не мог назвать себя тем же «наполеоном» (даже если бы сильно хотел) поскольку такого исторического персонажа в те времена еще просто не существовало. Но зато на земле Израиля (и не только) уже много лет были римские легионы, состоявшие из многих сильных римских воинов и наводившие собой страх и ужас, и внушавшие трепет и некое подобие благоговения по причине их несокрушимой мощи, железной дисциплины, невероятной боевой эффективности и прочих присущих им качеств. Нетрудно понять, почему этот бесноватый, в итоге, избрал себе такое имя. Что касается его необычайной физической силы и мощи, то давно выяснено и известно ныне, что в определенных случаях душевнобольные способны достигать выдающихся показателей будь то в их физическом состоянии, будь то в искусстве или других сферах и направлениях. У большинства из нас, возможно, есть даже собственные примеры таких душевнобольных людей, живущих вместе с нами в наших современных больших городах. Некоторые из них реально способны удивлять своей силой и необычайными физическими данными. В этом смысле в моей памяти всегда будет оставаться некий Паша, живший в нашем городе некоторое количество лет назад. На вид ему было от 25 до 35 лет и он был известен такой силищей, что его лишь уважали и никто никогда не дерзнул бы попытаться его обидеть. Всем этим перекосам в развитии человеческого организма есть свои объяснения. Так, например, человек полностью утративший зрение, как правило быстро замечает, что его слух, напротив, сильно обостряется, словно компенсируя отрганизму утрату одной из его важных способностей.

Стадо свиней

Нетрудно сделать вывод, таким образом, что гадаринский умалишенный взял себе в голову, что в него и впрямь «вселились», причем не просто один бес, а огромное их количество, сопоставимое по численности с римским легионом. Вполне возможно, что он не раз до этого слышал слова видевших его людей о том, что, мол, «в нем бес» (как то, согласно приведенным выше примерам, не раз было высказано даже самому Господу Иисусу!), и его личной реакцией на это стало то, что он «возжелал согласиться» с такой постановкой вопроса. А если и сама идея о том, чтобы назвать его «легионом бесов», тоже пришла к нему со стороны, то такое «звание» он мог принять уже и с определенной долей гордости. То, что он при встрече называет Иисуса Сыном Божьим, тоже не выглядит чрезвычайно удивительным, так как он вполне мог слышать об Иисусе от других людей или даже раньше издалека слышать обрывки его проповедей. Подобное предположение никак не противоречит тексту, поскольку на этот счет в нем, так или иначе, нет никаких точных и однозначных указаний на этот счет.

Иисус, вполне ожидаемо, принимает решение исцелить этого беднягу. Далее происходит нечто удивительное и не вполне обычное даже на фоне всех остальных подобных случаев исцеления «бесноватых». Иисус повелел нечистому духу (то есть болезни) выйти из человека. Реакция самого больного оказалась необычной и непредсказуемой: заботясь, возможно, в своем пораженном и ущербном сознании о тех многих бесах, пристанищем и домом которым, как он привык считать, он служил всё это время, он вдруг обращается к Иисусу с крайне необычной просьбой, которую в тот момент никто не мог ожидать от него. Он просит не посылать бесов просто так по миру, в никуда, но по крайней мере дать им хоть какое-нибудь другое пристанище. Весьма кстати тут оказалось многочисленное (!) стадо свиней, напоминавшее самим своим множеством то воображаемое в воспаленном сознании умалишенного огромное число, которое должны были представлять приютившиеся в нем бесы! Аналогия в контексте происходящего и впрямь выглядит весьма естественной и почти самоочевидной, и он, в итоге, озвучивает свою неожиданную просьбу, указывая на мирно пасущееся стадо численностью до двух тысяч голов.

То, что произошло дальше, навеки породило страх и суеверия у бесконечного числа людей, имевших возможность прочитать эту историю, но не озаботившихся тем, чтобы самостоятельно глубоко размышлять о ней на фоне всего евангельского повествования. Накапливаясь и укореняясь, эти страхи и суеверия закрепляются в сознании человека и, в конечном итоге, ведут к искаженному восприятию многих библейских истин и учений, нередко причиняя разного рода страдания самому человеку.

Что же произошло в следующее мгновенье? Иисус неожиданно оказался перед выбором. Он, вне всяких сомнений, изначально имел власть и силу от Бога исцелять людей и даже предотвращать уже было овладевшую ими смерть на расстоянии, как то было ясно показано всем в случае с больным слугой сотника (Матф. 8:5-13), с тяжко страдавшей дочерью сирофиникиянки (Мар. 7:25,30) и с уже находившимся при смерти сыном царедворца (Иоан. 4:46-54). Он, таким образом, вполне мог просто произнести слово, или даже не произносить его, но пожелать в себе, чтобы человек исцелился, и так оно и случилось бы. Зачем же понадобилось всё это драматическое представление с участием ни много, ни мало, но аж двух тысяч свиней?

Стадо свиней

У меня нет абсолютно никаких сомнений, даже самых малейших, в том, что в процессе исцеления Иисусом гадаринского умалишенного в свиней не вошло ничто и никто! Эти несчастные животные стали заложниками и жертвами порожденной воспаленным сознанием бесноватого просьбы, которая поставила Господа перед необычным выбором. На этом этапе очень важно помнить о том, что на протяжении всего времени общения Иисуса с умалишенным они были не одни, но за ними внимательно наблюдали и ученики, и пастухи, и, не исключено, жители близлежащих селений, и, возможно, другие люди, постоянно следовавшие за Господом из самых разных побуждений и, порой, опережавшие его на пути в то место, куда он отправлялся со своими учениками (как, например, в Иоан 6:22-25; Матф. 14:13,14 и т.п.). И вот теперь, после того как прозвучала просьба умалишенного, глаза всех присутствующих обратились на Иисуса. Что он предпримет?

Выбор, вставший перед Иисусом в глазах всех окружающих, был очевиден. Он, исцеляя бесноватого, вполне мог сказать в ответ ему что-нибудь следующее: «Хорошо, да будет по-твоему. Теперь ты здоров, а бесы – будь уверен! – отныне переселились в тех свиней, о которых ты просил». И всё закончилось бы достаточно тихо и мирно. Проблема осталась бы лишь одна: не было бы никаких признаков, ни доказательств, что исцеление прошло в полном согласии со всеми условиями, поставленными бесноватым. Места для сомнений у присутствовавших оставалось бы в избытке. Вопросы наподобие «А хватило бы ему на это сил?», «А точно ли он так всё и сделал?» навсегда остались бы как в сознании его слушателей, так и у тех, кто позднее читал бы евангелия. Весь этот момент чем-то напоминает слова повеления, произнесенные Иисусом расслабленному человеку тоже вслух всех тогда присутствовавших в Матф. 9:5-8, в результате чего эффект такого исцеления был столь великим и не вызывающим самых малейших сомнений, что «народ удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам». Так и в случае с гадаринским бесноватым, после озвученной им просьбы, пускай и нелепой, и на самом деле совершенно ненужной для благополучного его исцеления от рук Иисуса, у свиней больше не оставалось ни одного шанса, но с ними непременно должно было и обязано было произойти на виду у всех присутствующих нечто особенное и из ряда вон выходящее, во свидетельство им, дабы всякий увидел и узнал, что власть Бога и целительная сила Иисуса, посланного от Бога, превосходит все даже самые невероятные и тяжкие случаи человеческих недугов и причиняемых ими страданий. И преград на этом пути, пусть даже возводимых человеческими руками, не существует.

Если будет угодно Господу, и мы получим по его милости и благоволению возможность войти с ним в Царство и общаться с ним вечно, то у нас, как мы надеемся, будут многие и многие возможности всегда слышать его мудрость и учиться у него, познавать его и его Отца, и получать ответы на свои самые сокровенные и, порой, долго мучившие нас вопросы. И, возможно, лишь в разговоре об исцелении гадаринского бесноватого уже сейчас можно предвидеть, что он вполне имеет возможность пройти приблизительно в таком русле:

Господи, сколько же бесов точным числом в тот день переселилось из гадаринского бесноватого в свиней?
– Нисколько. Их не было от начала. Их не было никогда.

Как же тогда получилось, что свиньи бросились в море и утонули?
– Они стали жертвой и заложниками просьбы, которую произнес умалишенный и которая заставила всех присутствующих посмотреть на меня в ожидании того, как я поступлю теперь, и что случится дальше, и достанет ли у меня силы Божьей для того, чтобы совершить полное, воочию видимое всеми присутствовавшими исцеление тяжело больного человека.

Как же ты повелел бесам выйти из этого человека и вселиться в свиней, если этих бесов не существует?
– Не всегда обращение к чему-либо несуществующему как к существующему обязательно означает, что оно существует. Или вы забыли, как я своими устами разговаривал с ветром и морем, и отдавал повеление и тому, и другому, чтобы они успокоились и умолкли (Мар. 4:39)? Я обращался к ним как к живым, и то, что было повелено, исполнялось, хотя ни того, ни другого не существует в мире живых и не существовало никогда. Или как я словом запретил болезни – горячке, – и повелел ей выйти из охваченной ею тещи Симона, и она оставила её в покое (Лук. 4:39)?

Зачем же ты так делал во всех таких случаях?
– Ради тех, кто был со мной и кто мог, слыша и видя это, уразуметь силу Божью и еще раз укрепиться в своей вере о том, что я послан от Отца и что я имею Его силу. Я очень часто говорил и произносил слова и повеления ради собравшихся ко мне людей, чтобы укрепилась их вера в меня и чтобы они уразумели, что я истинно исшел от Отца. Или вы забыли воскресение Лазаря и то, что было сказано мной тогда в Иоан. 11:41,42?

Почему же после совершенного тобой исцеления гарадинского бесноватого, пришедшие из деревни люди убоялись и не прославили ни тебя, ни Отца, но вместо всего этого попросили тебя покинуть их пределы?
– Потому что они не поняли сути происшедшего и не познали меня, пришедшего освободить их от уз греха так же, как был освобожден от уз болезни исцеленный на их глазах бесноватый. Всё, что они увидели в случившемся – это необъяснимые и подозрительные изменения с терзавшим их прежде бесноватым, и еще гибель их стад, которая принесла им большие убытки. И я в их глазах был лишь виновником этих убытков. Всё, о чем они думали в тот момент, это как бы не произошло еще каких-нибудь неприятностей и убытков, вызванных моим присутствием среди них.