Официальный сайт русскоязычной общины Христадельфиан
Христадельфиане: во что они верят и что проповедуют
14. Святой Дух

Святой Дух, что это или кто? Какую роль играет Святой Дух в работе Бога? И если это возможно, на эти вопросы должны быть найдены ответы. Да, это возможно, и как всегда Библия служит нам единственным и авторитетным источником нашего познания.

Несколько выражений, взятых из Библии, описывают Святой Дух следующим образом:

“Дух Божий” (Бытие 1:2; Матфей 3:16).

“Дух Господень” (Исаия 11:2).

“Дух Твой благой” (Неемия 9:20).

“Дух Господа Бога” (Исаия 61:1).

“Святой Дух” (Исаия 63:10,11).

“Дух Отца вашего” (Матфей 10:20).

“Дух” (Иоанн 1:32).

“Святой Дух Божий” (Ефесянам 4:30).

“Сила Господня” (Лука 5:17).

Вы не найдете в Библии выражение ‘Бог Святой Дух’. Тем не менее, существует довольно сильная связь между Богом и Святым Духом. В самом деле, как сказано выше, Дух исходит от Бога, от Господа Бога, от Отца. Если мы возьмем эти выражения за отправную точку нашего путешествия по Писанию, мы обнаружим, что достигнуть прогресса в понимании нашего предмета не составит нам большого труда.

Посмотрите на следующее описание акта творения:

“В начале сотворил Бог небо и землю” (Бытие 1:1).

“И Дух Божий носился над водою” (Бытие 1:2).

“И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою” (Бытие 2:7).

“Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь” (Иов 33:4).

“Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Совею, и разумом Своим распростер небеса” (Иеремия 10:12).

Вот далеко не полный перечень свидетельств Библии о работе Бога по сотворению земли и человека. Он один Своею мудростью задумал удивительный план, который стал реальностью посредством Его всемогущей силы, посредством Своего Духа. Бог есть Дух (Иоанн 4:24) и всё, что Он делает, Он делает Своим Духом.

Каким образом поддерживается существование творения? Похоже ли это на огромные часы, заведенные Создателем и постепенно растрачивающие свой завод? Или Господь Бог до сих пор вовлечен в дела Своего творения и проявляет заинтересованность в его развитии? Библия везде говорит нам, что творение поддерживается Богом, и Он присутствует повсюду и во всем, что Им создано. Без Него ничего не может существовать или продолжать существовать:

“Бог, сотворивший мир и всё, что в нем… Сам давая всему жизнь и дыхание и всё… ибо мы Им живем и движемся и существуем” (Деяния 17:24-28).

“Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, – вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах” (Иов 34:14,15).

“Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? Говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? Говорит Господь” (Иеремия 23:24).

“Кто сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли? Господь – имя Ему!” (Амос 5:8).

Бог наполняет Свое творение. И вся активная деятельность творения существует только благодаря мудрости Создателя и непрекращающейся работы Его Духа – божественной энергии, которая решает Его благие цели. Дух – не что-то “изолированное” или какая-то другая личность. Это энергия или сила, принадлежащая только Богу, вечно исходящая от Него, посредством которой достигается Его “вездеприсутствие”. Дух личностен только в том смысле, что он исходит от Самого Бога, а не в смысле того, что он является какой-то особой личностью внутри самого Божества.

Мы уже знаем из Писаний, что Бог имеет великую искупительную цель для человека и для земли, на которой он живет. Поэтому для нас не будет неожиданностью узнать, что претворение в жизнь этой цели исходит от Самого Бога посредством Его Духа:

“И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему… ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым” (2 Петра 1:19,21).

Всё здесь понятно. Бог открывает Свою волю безошибочно через воздействие Святого Духа на особо избранных людей, называемых пророками. Именно благодаря этому появилось на свет Святое Писание. Его авторы подверглись воздействию Божьего Духа, и всё написанное ими было внушено Богом. Поэтому, хотя все пророки уже давно умерли, мы имеем в руках в высшей степени достоверное Слово Божие. Через него Бог продолжает говорить с нами так же, как Он говорил с людьми прежде устами пророков:

“Священные писания… могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно… да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен” (2 Тимофею 3:15-17).

Слово Божие, переданное нам таким образом, позволяет нам познать мудрость Бога и всё то великое, что связано с Его святым именем. Отвергать послание наставления Слова Божьего, значит отвергать Самого Бога. В самом деле, это не что иное, как сопротивление Духу Божьему в самом точном смысле этого слова, включая сюда и более широкий смысл, который мы подразумеваем, когда говорим, например, о ‘духе’ согласия. Вот как описывает Библия, через пророков, сопротивление народа израильского Слову Божьему:

“Ты медлил многие годы, и напоминал им Духом Твоим чрез пророков Твоих, но они не слушали” (Неемия 9:30).

“Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние. Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его” (Исаия 63:9,10).

“Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и устами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы” (Деяния 7:51).

Ясно, что они отвергали не просто прямую власть Бога, они отвергали Его искупительную любовь и праведность, переданную им через пророков или позднее показанную им через Христа. Они отказывались смирить себя для служения Богу. Это был злой дух человеческий, борющийся со Святым Духом Божьим.

Знамения и чудеса

Несомненно, были времена, когда всемогущая природа Духа Божьего проявляла себя открыто. Время от времени Бог открыто вмешивался в дела людей и творил чудеса. Этот аспект Духа виден безошибочно, проявлял ли он себя в благодати или в суровости по отношению к непокорному народу:

“Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря. Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое. Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло” (Псалом 105:7-9).

“Сказал, и пришла саранча, и гусеницы без числа; и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их” (Псалом 104:34,35).

“Сила Господня, являлась в исцелении больных, – вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен… и Он… сказал человеку тому… встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он тотчас встал…” (Лука 5:17-25).

Чудесная сила Господа Иисуса Христа, проявленная при смирении бушующего моря Галилейского, при управлении движением рыб, при насыщении сразу многих тысяч человек, при излечивании болезней любого рода, была сильным напоминанием о различных чудесах Бога, воспроизведенных Ветхим Заветом. Было похоже на то, как будто активность Духа Божьего была сосредоточена, как никогда прежде, в одной личности Господа Иисуса.

Это было также верно и о словах, которые Он произносил. Его слова и чудеса удивительным образом сочетались между собой. Как будто Господь Бог через Своего Сына подвел людей ко всему, что Он хотел им передать, в самой благожелательной и выразительной форме. Дух претворял в жизнь волю Божию и веками прежде, иногда в знамениях и чудесах, страшных и великих; иногда в словах или видениях или снах. Но теперь, во Христе, Господь Бог открылся людям удивительным и неподражаемым образом: в Сыне, наполненном всем сиянием Слова Божьего, и Самим Собой, как отражением всего, что Он говорил, наделенным такой силой и властью, которые распространяли великое Слово в делах спасения невероятной щедрости. Во всем этом были явлены мудрость и воля Создателя, который спасал обреченных, давая надежду тем, кто был задавлен грехом или угнетаем выдуманными человеком традициями и ограничениями всевозможного рода, которые делали жизнь простого человека в дни Иисуса совершенно невыносимой.

Слова Христа давали облегчение обреченным и отчаявшимся. Дела, которые Он творил, произвольно вызывали слова благодарности на их губах. Его самоотверженная смерть дала им освобождение от их грехов. Бог сказал обо всем этом через жизнь Христа.

Когда на Голгофе и в могиле в саду казалось всё было потеряно, Бог снова привел в действие Свой Дух:

“Бог воскресил Господа… силою Своею” (1 Коринфянам 6:14).

Так сила Божия, проявленная в любви и правде, посетила мрачный склеп и вывела из него возлюбленного Сына, даруя Ему славную и нескончаемую жизнь:

“Уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу” (1 Петра 1:21).

“О Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем” (Римлянам 1:3,4).

“И как безмерно величие могущества Его… которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах… и всё покорил под ноги Его” (Ефесянам 1:19-22).

Христос “восшед на небо, пребывает одесную Бога, и Которому покорились Ангелы и власти и силы” (1 Петра 3:22).

Возвышение Христа есть источник великой радости и благодарности для верующих. Христос есть Спаситель, и Христос есть Господь. Бог, воскресивший Своего Сына из мертвых силой Своего Духа, продолжает творить Свою волю и Свою цель через Него после воскресения:

“…о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал” (Деяния 1:1,2).

“Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак, Он, быв вознесен десницею Божию и приняв от Отца обетование Святого Духа…” (Деяния 2:32,33).

Возвеличенный Христос наделен и уполномочен Духом Божьим. Жизнь, которой сейчас живет Иисус, есть жизнь Духа. Он был оживлен Духом (1 Петра 3:18) и теперь, в полном смысле слова, живет Им. Его смертное естество облачилось в бессмертное. Оно поглощено жизнью (2 Коринфянам 5:4). Более того, Господь Иисус теперь “есть дух животворящий” (1 Коринфянам 15:45):

“Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет” (Иоанн 5:21).

Господь Иисус Христос теперь является источником жизни вечной для всех искренне верующих в Него. Он – “первородный между многими братиями” (Римлянам 8:29), который многих приведет к славе (Евреям 2:10) и станет “для всех послушных Ему виновником спасения вечного” (Евреям 5:9). Невозможно оценить значение настоящего места и положения Господа Иисуса Христа, как Сына Божьего. Бог даровал Ему бессмертие и власть давать бессмертие другим. В этом великое послание Нового Завета. Во Христе мы имеем не только обетование вечного спасения, здесь лежит непоколебимая убежденность для всех, кто приходит через Него к Богу. Христос есть истинный Спаситель, дарованный нам Богом. Здесь кульминационный пункт работы Бога посредством Его Святого Духа, о чем прежде проповедано избранными пророками и осуществилось в рождении, жизни, смерти, воскресении и возвышении Иисуса Христа, Господа нашего.

Поэтому Евангелие провозглашается сейчас во имя Его и развитие этого послания спасения находится под Его контролем. Апостолы получили задание донести до людей эту благую весть. И они были напрямую наделены Духом Божьим во Христе для того, чтобы произносимые ими слова и совершаемые чудеса являлись бы неделимой частью единого послания Бога, ставшего известным через Христа:

“Итак Он, быв вознесен десницею Божьею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите… был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов” (Деяния 2:44,43).

“Да будет известно всем вам… Иисуса Христа Назорея… Бог воскресил из мертвых… Он есть камень… сделавшийся главою угла… нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” (Деяния 4:10-12).

Противиться делу Христа, доведенного до нас апостолами, значит противиться самому Христу, а противящимся противится и Дух Святой, как это отмечено в Писаниях (Исаия 63:10; Деяния 7:51). Иудейские вожди, ставшие на пути развития Евангелия “собрались вместе на Господа и на Христа Его” (Деяния 4:26). Савл из города Тарса, ставший впоследствии возлюбленным апостолом Павлом, жестоко преследовал первых верующих, пока не встал у него на пути в Дамаск Сам Христос и спросил: “Савл, Савл: что ты гонишь Меня?” (Деяния 9:4).

С другой стороны, уверовавшие подчинились посланию Духа и через это стали послушны Господу Иисусу Христу и Его Отцу. Слово Духа обратило их сердца, привело к покаянию и дало надежду на жизнь вечную. В Новом Завете, в особенности, это послание – добрые вести о “Царствии Божием и о имени Иисуса Христа” (Деяния 8:12) – довольно ясным образом связаны со Словом и Духом:

“Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле… посеянное на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен” (Матфей 13:18,23).

“Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем… итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия” (Римлянам 10:8,17).

“Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Иоанн 3:3,5).

“Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек… а это есть то слово, которое вам проповедано” (1 Петра 1:23,25).

“Дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь” (Иоанн 6:63).

“Родил Он нас словом истины… посему… в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слушатели только, обманывающие самих себя” (Иаков 1:18,21,22).

“Поэтому вы… в Нем научились… отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины” (Ефесянам 4:22-24).

“Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти; ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти… не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную” (Галатам 5:16,17; 6:7,8).

“Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Галатам 5:22).

Послание Духа

Из вышеприведенного с очевидностью следует, что путь спасения во Христе есть путь Духа. Это путь Божий. Спасение идет от Него. Вся цель и план спасения, а также его осуществление, – всё от Бога. Все попытки человека в этом направлении были совершенно бесплодны. В нем не живет ничего хорошего. Бог проявил сострадание и дал человеку во Христе великую надежду. Воля Божия была приведена в действие посредством Его Духа. Об этом нигде и ничего нельзя узнать, кроме Слова Божьего, которое есть послание Духа:

“Кто имеет уши слышать, да слышит!” (Матфей 13:43).

“Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам” (Откровение 2:7).

Послание спасения есть сила Божия (Римлянам 1:16), через которую человек входит в соприкосновение с разумом Божиим, с Духом Его. Совершенно новая сила входит в человеческую жизнь, когда он слышит и охотно принимает Слово Божие. Кротость и смирение в принятии Слова ведет к вере.

Слово озаряет разум и мышление, что становится началом процесса внутреннего обновления человека, которое в свою очередь приводит к покаянию и обращению. Мы обсудим эту тему подробнее на страницах нашей книги позднее.

О Слове Божьем, написанном в сердце человека через веру в письменное послание Библии, сказано, что оно написано “не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца” (2 Коринфянам 3:3).

Перед нами удивительное превращение: работа Духа Божьего порождает полное веры восприятие благой вести евангелия. На заре истории человека разум Евы был помрачен словами змея. Это были слова, повлекшие за собой грех и смерть. Путь Божий – обучить человека заново. Его разум должен быть освобожден от простого человеческого, плотского мышления. На смену ему должно придти мышление божественное.

“И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия” (Римлянам 12:2).

Слова Евангелия и созданы для этого процесса. Это то зерно, которое должно принести обильный плод. Человек, принимающий их в свое сердце, будет захвачен течением спасительной любви Божией, осуществляемой в работе Господа Иисуса Христа.

Часть этой всеохватывающей работы Божией – заверить о любви и заботе Бога и Христа тех, кто поверил и смирил себя. В этом замысел всего Евангелия; оно создано для того, чтобы привести нас к Богу через Христа:

“Вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу” (Евреям 7:19).

“Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам” (Иаков 4:8).

Нам гарантирована забота Божия и защита Христа в течение нашего жизненного пути, пока мы ожидаем день наступления Царства Божьего.

Одним из путей заботы Божией о Своих детях является служение ангелов. Этот предмет подробно рассмотрен в главе 18, а пока хочется привести следующие стихи, проливающие свет на данное обстоятельство:

“Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?” (Евреям 1:14).

“Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их” (Псалом 33:8).

Поэтому, став учениками Христа, мы можем надеяться на ангелов, которые всегда с нами. Их больше числом и они более сильны, чем всё, что окружает нас в этой жизни.

Преимущество молитвы

Возможно, величайшим благословением, предоставленным нам в этой жизни Евангелием, является возможность общения с Богом через Господа Иисуса Христа посредством молитвы. Это дорога жизни. Бог слышит обращенную к Нему молитву. Через посредничество Христа на небесах наши просьбы и обращения за помощью, а также молитвы благодарности, доводятся до Бога, и Он отвечает на них согласно тому, что для нас может быть наилучшим в соответствии с волей Божией:

“Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией?” (Римлянам 8:34,35).

“Мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши” (1 Иоанна 2:1,2).

“Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них” (Евреям 7:25).

Ничем невыразимая привилегия молитвы гарантирована нам благодатью Божией через Его Дух. Наше тихое шептание или непроизнесенная жалоба доходят до Бога через Христа, когда мы искренне принадлежим Им. И Он склоняет Свое сострадательное ухо к нашим жалобам. Это есть верное средство доступа к Богу и помощь в нашей духовной борьбе.

Действительно ли мы получаем помощь через молитву? Да, несомненно. Бог отзывается на наши просьбы. Молитва не заменяет силы, исходящей от Слова Божьего. Молитва идет рука об руку со Словом веры. В самом деле, именно когда мы знаем волю и путь Божий через Его Слово, мы обнаруживаем потребность в молитве, для того чтобы не впасть в искушение. Молитва в своей направленности вверх к жизни противодействует тянущим нас вниз желаниям нашей греховной природы. Мы нуждаемся в любом источнике поддержки и иногда, нужда в этом крайне необходима. Источник Слова Божьего в разуме Христа, обильно живущего в нас, всегда дает нам совет и силу, ибо именно для этого он и соделан. Ничто не может лучше иллюстрировать это, чем образ поведения Христа, отвергшего искушения в пустыне.

История искушений Христа воспроизведена в Евангелии от Матфея, глава 4 и Луки, глава 4, где тройной вызов Христу был сделан в форме трех вопросов, каждый из которых был обращен к своеволию, отвергавшему волю Отца, будь они успешны. Господь Иисус черпал свои ответы и силу для поддержки в понимании и опоре на письменное Слово Отца, содержащегося в Ветхом Завете. Каждое искушение было отвергнуто словами: “написано”, за которыми следовали соответствующие слова Писания. “Меч духовный, который есть слово Божие” (Ефесянам 6:17), поражал искушение в самое сердце и способствовал победе Христа.

Всё равно при этом мы должны полагаться на силу молитвы. Молитва была для нашего Господа убежищем и утешением. Это был источник огромного благословения для Него. Если мы с верой обращаемся к Богу за помощью в нашей борьбе против греха, мы непременно ее получим:

“Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи” (Евреям 4:16).

“Так что мы смело говорим: “Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?” (Евреям 13:6).

Верующий, вступающий в семью Божию через веру и крещение, становится сыном, о котором проявляют заботу всеми способами. Время от времени его наказывают ради наставления в праведности, и иногда даруют благословения через силу, исходящую от Бога. Такую жизнь ему предстоит прожить, когда он отдает себя Господу Иисусу Христу. С утра до ночи, день ото дня в течение своей жизни он слышит слова Отца:

“Не оставлю тебя и не покину тебя” (Евреям 13:5).





Назад Вернуться к содержанию   Следующая глава… Следующая глава