Официальный сайт русскоязычной общины Христадельфиан
Христадельфиане: во что они верят и что проповедуют
Приложение 2: “Падшие ангелы” и Сатана

В Писаниях можно встретить ряд отрывков, окрашенных своеобразным стилем. Они, как иногда полагают, поддерживают взгляд, что ангелы могут грешить и даже восстать против Бога, и что Сатана являет собой самый яркий пример такого восстания. Мы намерены рассмотреть наиболее характерные примеры, которые приводятся в поддержку этой идеи, и дать им объяснение.

Следующий отрывок о Люцифере (“сын зари”):

“Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: “взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему”. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней” (Исаия 14:12-15).

Одно время данный отрывок сильно эксплуатировался сторонниками идеи, что дьявол есть падший ангел. В последнее время он уже не кажется таким убедительным. Возможно, здесь сказалась действенность аргументации, которую выдвинули Христадельфиане в многочисленных дискуссиях с теми, кто поддерживал эту общепринятую когда-то идею.

Внимательное и непредубежденное чтение Исаии 14:4-23 бросает сильное сомнение, что здесь идет речь о падении ангела. Вместо этого она проливает свет на то, что этот отрывок является красочным изображением судов Божиих над гордым Вавилоном и его высокомерным амбициозным царем. Язык довольно наглядный и представляет ряд картин, описывающих свержение когда-то могущественной империи. Она сравнивается с поверженным деревом, вознесшимся выше кедров ливанских (стих 8); как будто черви земные бросились принять знаменитого покойника (стих 11); как будто звезда упала с небосклона (стих 12); как будто мертвые в могилах были потревожены и удивлены приходом в их ряды такой могущественной личности (стихи 16,17). В то же время царь умирает постыдной смертью и лишен царственного погребения (стихи 18-21).

Всё это красочно описывает конец человека, а не ангела, что довольно ясно подтверждает стих 16: “Тот ли это человек, который колебал землю?”

И место событий здесь не небо, а земля и земное царство, столица которого выметена “метлою истребительной” (стихи 22,23).

Здесь нет ничего в поддержку ортодоксальной идеи о дьяволе и сатане, которые даже не упоминаются в этом отрывке. Нет также ничего, что указывало бы на восстание ангелов, которые в свою очередь также не упоминаются здесь. Отсюда мы приходим к выводу, что использование отрывка для поддержки вышеупомянутой ортодоксальной идеи строится всецело на приписывании этой идеи стихам, а не на выводе из самих отрывков.

Новый Завет, однако, приводит два отрывка несколько другого рода, которые определенно требуют особого к себе отношения. Вот они:

“Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания…” (2 Петра 2:4).

“И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня” (Иуды 6).

Интерпретация этих стихов представляет сложную задачу для любого, читающего Библию, и не потому, что содержащаяся в них информация, довольно ограничена в своем применении.

Слово ‘ангел’, как в Ветхом, так и в Новом Заветах является переводом еврейского слова, означающего ‘посланник’, ‘вестник’ и может быть использовано по отношению, как к человеческому, так и к небесному посланнику. Смысл и контекст показывают, о каком из них идет речь. В целом переводчики делали правильный выбор. Они использовали слово ‘ангел’ 289 раз и слово ‘посланник’ 105 раз. Когда они использовали слово ‘ангел’, как правило, шла речь об ангеле Божьем; и слово ‘посланник’ – если говорилось о человеке. В немногих случаях, тем не менее, стих и его окружение не давали четкого указания, которое из двух значений применимо в данном случае. Переводчики сделали всё от них зависящее и предоставили читателю сделать свой выбор.

Стихи из 2-го Петра и Иуды как раз и попадают в эту категорию. Хотя переводчики использовали слово ‘ангел’, остается довольно места для сомнения в правильности их выбора. Нет никакого упоминания о небе и определяющих фраз как: “ангел Божий”. Более того, мы не можем определить наверняка, что за события описываются и когда они произошли. Это лишает нас возможности обвинить и переводчиков.

По этим причинам будет неверно полагаться на эти стихи, и использовать их для поддержки определенной доктрины, или использовать их как неопровержимое доказательство для ее защиты. Нам кажется более вероятным, что здесь не идет речь об ангелах Божьих. В этих эпизодах упоминаются определенные персонажи, чьи грехи описаны в Ветхом Завете. Но мы не хотим навязывать этот взгляд другим.

Однако непредвзятый разбор этих стихов подводит нас к определенным несомненным фактам. Во-первых, здесь нет никакого упоминания дьявола или сатаны, как лидеров восстания на небе. И это еще не всё. Упомянутые ‘ангелы’ не имеют никакого отношения к земле или какому-нибудь другому месту. С того самого момента, когда упомянутые события произошли: они находятся в вечных узах, ожидая суда (эта одна из причин, почему мы верим, что здесь речь идет о людях, а не об ангелах). Другими словами, эти стихи не дают никаких оснований для поддержки ортодоксальной доктрины существования дьявола, и нам нет нужды бояться, что ангелы могут причинить нам какой-либо вред, к тому же Бог стережет их для наказания.

И наконец, мы должны взглянуть на некоторые стихи из последней книги Библии:

“И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщавший всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним… итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени” (Откровение 12:7-12).

Перед нами, как может показаться, красочное описание восстания на небе, вследствие которого сатана низвержен на землю. Используемый здесь язык очень яркий и в высшей степени выразительный. Нет никакой лазейки для поверхностной или легкой интерпретации, которая удовлетворяла бы требованию понимания главы, как единого целого.

Книга Откровение – последнее послание Бога человеку, которое Он дал Своему Сыну Господу Иисусу Христу (1:1). Совершено определенно, Откровение – книга символическая, что сразу становится ясно, как только начинаешь ее читать. Символы и события, показанные в ней, есть пророческое описание человеческой истории под небесным контролем, кульминацией которой будет возвращение Господа Иисуса и установление Царства Божьего на земле (1:1; 4:1; 16:14,15; 11:15-18; 21:4). Последовательная и логическая интерпретация книги не позволяет делать простую выборку отдельных, избирательных стихов, взятых то в одном, то в другом месте. Это неизбежно приведет к искажению содержания целого.

Приведем ряд фактов, которые с очевидностью проявляются из данной главы:

  1. Подразумеваемые события изображаются символическим языком, и нет никакой возможности понимания главы без объяснения значения символов.
  2. ‘Небо’ используется символически для изображения занимаемого положения, статуса Бога, а не Его местонахождения или проживания. Жена, облеченная в солнце, с венцом из двенадцати звезд на голове и луной под ногами показана Иоанну находящейся на небе; ей угрожает большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, который своим хвостом увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Здесь язык художника. Мы верим, что так изображаются реальные исторические события мировой истории, включающие нации и их правителей. Дальше нет смысла углубляться в детали. Достаточно будет сказать, что ‘небо’ в этом отрывке – не место пребывания Бога, а только арена, на которой сталкиваются две враждебные друг другу силы.

  3. Из этого следует, что ‘земля’ используется для изображения чего-то другого, чем просто физической планеты, на которой живет человек. Она используется для изображения людей, находящихся под управлением властей, образно называемых ‘небом’. Этот прием можно встретить в Библии повсюду. Например, Христос назван “звездой Иакова” (Числа 24:17) и “Солнцем правды” (Малахия 4:2), а ‘земля’ обозначает людей, как это видно из Псалма 32:8: “Да боится Господа вся земля, да трепещут пред Ним все, живущие во вселенной”.
  4. Война на небе, изображенная в 12-ой главе Откровения, не может относиться и к событиям, произошедшим до Сотворения. Такие идеи были популярны некоторое время, да и сейчас некоторые верят в них. Самый первый стих книги сразу говорит нам, что речь пойдет о будущем: “чему надлежит быть вскоре”. О какой же войне на небе у Бога (!) может идти речь до событий, предшествующих служению Господа Иисуса Христа?! Господь учил нас молиться о приходе Царства Божьего следующими словами: “Да будет воля Твоя и на земле, как на небе”. Представляется невероятным, что Христос использовал бы эти слова, если небо было ареной восстания и войн. В этом случае молитва Господа была бы для нас совершенно непонятной.

Мы без колебаний приходим к заключению, что события этой главы и символы, взятые на вооружение, есть изображение некой части Божьего развивающегося плана здесь на земле, событий, являющихся предвестником наступления Царства Божьего. Здесь говорится о том, что Бог управляет народами и земными делами, во что всегда верили люди Божии (Даниил 2:21).

И если это так, с какой целью слова ‘дьявол’ и ‘сатана’ используются для изображения происходящих событий? Нужно сразу заметить, что разбираемый нами отрывок 12-ой главы Откровения выводит перед нами, прежде всего большого красного дракона и, как мы уже видели, он имеет отношение к определенной правящей силе на земле. Именно этого дракона называют “древним змием, дьяволом и сатаной” (стих 9), а не наоборот. Ситуация очень похожа на ту, какая происходила при искушении Господа Иисуса Христа. Развивающемуся Божьему плану в Откровении противостоят некие определенные силы, в которых человеческая греховность представлена целыми земными институтами вроде империй или сильной ложной церковью. Дракон и представляет такую силу, которая борется не только с другими земными силами, но и с истинным Евангелием Божьим. И вполне логично изобразить этого дракона дьяволом и сатаной, потому что эта языческая сила старается уничтожить работу Христа на земле.





Назад Вернуться к содержанию   Следующая глава… Следующая глава