Официальный сайт русскоязычной общины Христадельфиан
Христадельфиане: во что они верят и что проповедуют
18. Ангелы

Ангелы очень часто упоминаются как в Ветхом, так и Новом Заветах. Нам нужно иметь о них довольно ясное представление, а также об их месте и роли в делах людей. Для некоторых этот предмет представляет собой почти закрытую книгу. Другие ассоциируют ангелов в широком смысле с херувимами, наподобие детских существ с крылышками, но бессмертных (вспомните изображения ангелов в православных храмах). Для всех нас может существовать некий пробел в понимании личности и функции ангелов, просто по причине ограниченной информации на данный предмет, на которую мы могли бы опереться.

Библия предоставляет в наше распоряжение довольно широкий диапазон информации, но не может ответить на все вопросы, которые мы имеем смелость выдвигать. Мы уверены, что если Бог хочет, чтобы мы знали о чем-то, то Он открывает это для нас. Мы поступили бы неразумно, добавляя к этому свои собственные предположения или умаляя то, что нам открыто. Вот довольно широкий спектр отрывков из Писаний, где упоминаются ангелы:

“И нашел ее (Агарь) Ангел Господень у источника воды в пустыне… и сказал… умножая умножу потомство твое” (Бытие 16:7-10 – первый случай использования слова “ангел” в Писании).

“И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом Израильтян” (Исход 14:19).

“Вот, Я посылаю пред Тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицом Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего; ибо имя Мое в Нем” (Исход 23:20,21).

“Ибо господин мой царь, как Ангел Божий, и может выслушать и доброе и худое” (2 Царств 14:17).

“Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их” (Псалом 33:8).

“Послал (Бог) на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов” (Псалом 77:49).

“Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне” (Даниил 6:22).

“Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою” (Матфей 13:41).

“Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие” (Матфей 13:41).

“Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его” (Матфей 25:41).

“А сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения” (Лука 20:35,36).

“Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: “и да поклонятся Ему все Ангелы Божии”. Об Ангелах сказано: “Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь” (Евреям 1:6,7).

“(Христос), восшед на небо, пребывает одесную Бога, и Которому покорились Ангелы и власти и силы” (1 Петра 3:22.

Из этих стихов мы можем сделать ряд полезных и утешительных выводов и решить некоторые затруднения, относительно функции ангелов.

Божии посланники

Из первых пяти стихов становится ясно, что ангелы выполняют для Бога полезную работу. Они – служители Божии. Как мы узнали ранее, как из Ветхого, так и Нового Заветов, слово ‘ангел’ имеет значение ‘вестник’, ‘посланник’, и именно так оно переведено в ряде случаев и относительно человеческих вестников.

Пятый стих говорит, что боящиеся Бога находятся под особой опекой ангелов. Это ободряющее заявление еще раз повторено в Новом Завете, где относительно ангелов мы читаем:

“Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?” (Евреям 1:14).

Ангелы, от имени Бога и Господа Иисуса Христа, напрямую вовлечены в дела, касающиеся работы по спасению детей Божьих. Функции этой работы и их степень не определены для нас Писанием, но, тем не менее, они осуществляются. Некоторый намек на их вовлеченность мы можем увидеть в следующих словах:

“Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся” (Лука 15:10).

Подобным же образом мы знаем, что ангелы будут присутствовать и на заключительном этапе, при возвращении Господа, и примут активное участие в тех удивительных событиях, которые будут сопровождать воскресение мертвых и собирание их вместе к Господу, а также в тех благословениях, которые изольются на достойных. В некоторых из этих событий ангелы будут играть особую роль, как говорят следующие примеры:

“А вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами (будет) явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его…” (2 Фессалоникийцам 1:7).

“И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, с края небес до края их” (Матфей 24:31).

Эта роль ангелов как посланников, вестников и активных участников, касательно дел этого мира, перейдет в определенное время к избранникам Царства Божьего на земле. Им будут даны “Царство и власть и величие царственное во всей поднебесной” (Даниил 7:27). Именно по этой причине “не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим” (Евреям 2:5).

Работа ангелов на земле в основном будет завершена, когда Царство Божие перейдет в руки Христа и святых Его. Какую другую работу приготовил Господь Бог для этих чудных помощников, которые постоянно вовлечены в земные дела с дней ее сотворения, мы не знаем.

Что касается их настоящей работы и способностей, об этом мы можем судить по ряду мест, которые предоставлены в наше распоряжение. Так, их знание ограничено и не простирается до уровня всезнания Самого Бога. Ангелы знают только то, что открыто им Богом, выше этого они могут только предполагать, и не всегда их предположения верны. Мы знаем, к примеру, что они размышляли над пророчествами относительно первого пришествия Господа Иисуса Христа, но не смогли разрешить все тайны, которые эти пророчества содержали! Петр говорит:

“К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков… исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу… во что желают приникнуть Ангелы” (1 Петра 1:10-12).

Если, как мы уже получили представление, ангелы Божии – непогрешимые и верные служители, то как мы должны понимать злых ангелов в Псалме 77:49? Являются ли они соработниками Бога или противостоят Ему? Являются ли они созданиями злобными и порочными по своей природе?

Внимательное чтение этого псалма уже скоро показывает, что злые ангелы вовлечены в работу, которую совершает Бог. Он посылает их для привнесения наказания на Его непокорный народ. И названы они злыми просто по причине той работы, которую им предстоит совершить, а не потому что злоба и злые дела присущи им сами. Библия дает этому не один пример (как, например, 1 Паралипоменон 21:15). Как Бог Сам наводит бедствия на человечество, погрязшее во грехах, так и ангелы используются Им для подобной работы. Примеры 7-9 из нашей выборки показывают нам ангелов, выполняющих различные функции: защитника, посланника, губителя, – но все они действуют от имени Бога, чью работу выполняют.

Диавол и ангелы его

В упомянутом отрывке из Матфея 25:41 мы сталкиваемся с интригующими словами: “диавол и ангелы его”. Как мы обнаружим, слова эти взяты из притчи Господа, касающейся судного дня. Оправданные судьей будут приглашены войти в Царство и получить в награду жизнь вечную. Осужденным же сказано отойти в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его.

Отверженные осудили себя сами, когда отвергли служение Господу Иисусу, не захотев вести жизнь верных учеников и последователей Господа, а выбрав путь следования греху. Они предпочли следовать тому пути, который отверг и преодолел Христос, приняв мученическую смерть на кресте. Они отдались врагу, увековечивая свою греховность. Вместо того, чтобы быть вестниками (ангелами) Христа и Его образа, наподобие праведников из упомянутой притчи, они предпочли быть вестниками греха и того развращенного и порочного мира, отвергающего Бога, который в свою очередь отверг и осудил Христос. Мир этот – диавол, и люди, служащие ему – ангелы его.

Их судьба – огонь вечный, образ которого взят для изображения полного уничтожения грешников. Тот же образ использует и Иуда (Иуда 7), когда говорит о Божьем суде над Содомом и Гоморрой, которые, как написано, “подверглись казни огня вечного”.

Точно также образ огня взят на вооружение для раскрытия полной завершенности работы Божьей по уничтожению греха и греховности (описываемых одним термином – диавол), смерти и ада (библейский термин для обозначения могилы) при выполнении Его плана, относительно земли:

“А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное… и смерть и ад повержены в озеро огненное” (Откровение 20:10,14).

Возвращаясь к предмету ангелов, полезно будет узнать, что для их обозначения используется и другое еврейское слово, а именно ‘элохим’, в корне которого заложены значения ‘сила’, ‘мощь’. Поэтому слово ‘элохим’ подходит для описания характеристик Самого Бога и зачастую становится уникальным через добавление к нему других слов, которые затем определяют, что сила и могущество являются производными от могущества Бога.

Сила, которой обладают ангелы, является производной силой Самого Бога. Они получают ее, чтобы использовать от Его имени. В этой связи ангелы могут носить титул ‘Элохим’, и пример этому можно обнаружить в книге Исход 3:2-4. Здесь нам ясно сказано, что это был ангел в подобии пламени огня горящего тернового куста. Тем не менее, когда ангел говорит, он назван ‘Богом’, ибо в оригинале стоит слово ‘элохим’. Ангелы не являются Самим Богом, но они бессмертные, подчиненные существа, используемые Им для увеличения своего могущества. Он Сам – мощь и сила, проявленные в ангелах. Он использовал их при творении (Иов 38:7); при разрушении Содома и Гоморры (Бытие 19:1,10,16); при проведении сынов Израилевых через пустыню (Исход 23:20-23); при передаче Божьего закона Моисею на горе Синай (Деяния 7:53); и во многих других хорошо известных случаях, воспроизведенных на страницах Писаний.

Поэтому очень важно знать, что удостоенные Господом Иисусом Христом бессмертия, после воскрешения из мертвых в Его пришествие, будут названы “сынами Божьими” и “равны Ангелам” и “умереть уже не могут” (Лука 20:35,36).





Назад Вернуться к содержанию   Следующая глава… Следующая глава