Официальный сайт русскоязычной общины Христадельфиан

Существовал ли Иисус
до Своего рождения на земле?

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3).

Кто такой Иисус Христос?

Мы ставим этот вопрос в настоящем времени, потому что, хотя Иисус Христос и был распят 2000 лет назад под возбужденные крики иудейской толпы и с согласия языческих властей, Он жив и поныне. И факт этот имеет огромнейшее значение для человечества.

Павел, когда-то ярый противник Христианства, но затем превратившийся в его страстного сторонника, под воздействием неопровержимого свидетельства воскресения Господа (1Кор.15:10), объяснял это так:

«Ибо Он (то есть Бог) назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян.17:31).

Судить мир – значит управлять им. Павел, таким образом, учит, что живой Христос есть удостоверение Божье, что Он пошлет Иисуса Христа, чтобы установить на земле Свое Царство (Деян.1:11; 3:19,20). Христос идет изменить настоящие политические системы, чтобы установить одну, где Он будет править как Царь.

Путаница взглядов на Иисуса Христа

Но кто же есть Иисус Христос? Тема вечной жизни тесно прилегает к этому вопросу, как показывает цитата, взятая в качестве эпиграфа к этой работе. Задайте этот вопрос иудеям, и они ответят, что Иисус был сыном Иосифа и Марии, и что Он жил и умер в Иудее около двух тысяч лет назад. Спросите о Нем у священников, и большинство из них заявят, что Он есть вторая ипостась триединого Бога. Другие, хотя и отвергают концепцию триединого Бога, как чуждую Библии и нелогичную, в то же время будут утверждать о Его существовании до рождения Марией. Таким образом, эта бесконечная полемика дожила вплоть до наших дней; даже те, кто признаёт, что Иисус живет, резко отличаются в ответах на вопрос, кто же Он такой.

Мы можем проигнорировать ответ иудеев. Апостолы не были лжецами, глупцами, мистиками или шарлатанами. Среди них были профессиональные рыбаки, подобно Петру; деловые люди, подобно Матфею; и даже скептики, вроде Фомы. Этих людей невозможно было увлечь какими-либо слухами, они признавали только очевидные факты (Ин.20:24-29). Мы верим им и отвергаем недоверчивое отношение иудеев и атеистов.

Мы не только отказываемся от скептического отношения иудеев и атеистов, но также отрицаем и доктрину триединого Бога. Концепция трех богов, которые одновременно являются одним Богом, противоречит элементарной логике и никак не подтверждается Писанием. Вы не найдете слова «троица» в Библии, термин этот был изобретен для решения ряда проблем теологического характера. С другой стороны, Библия ясно говорит о подчиненности Иисуса Христа Богу:

«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).

«Но у нас один Бог Отец… и один Господь Иисус Христос» (1Кор.8:6).

«Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог всё во всем» (1Кор.15:28).

Существовал ли Иисус до Своего рождения?

Хотя подобный вопрос и вызовет у многих усмешку, и совершенно правильно, тем не менее, некоторые серьезно верят в Его существование до рождения на земле.

Однако Библия ясно показывает, что Иисус не существовал до Своего рождения в Вифлееме 2000 лет назад. Он был рожден девственницей по имени Мария посредством схождения на нее силы Божьей (Лк.1:30-35), и, таким образом, был как Сыном Божьим, так и Сыном Человеческим.

От матери Он получил природу, общую для всего человечества, но от Отца унаследовал скрытую духовную силу, которая позволила Ему одержать победу над человеческой плотью и явить небесные качества (1Тим.3:16). Он был казнен как преступник, хотя не сделал никакого греха, и поэтому справедливость небесная требовала Его воскресения (Деян.2:24). Он и был воскрешен, и получил бессмертие, и затем восшел на небеса, где и ожидает времени Своего возвращения на землю и установления Своего правления на ней (Деян.3:19-23; Дан.2:44).

Ничто не предполагает Его существования до Его рождения.

Возьмем, к примеру, самый первый стих Нового Завета:

«Родословие Иисуса Христа, СЫНА Давидова, СЫНА Авраамова».

Если Иисус существовал в некоей форме до Авраама и Давида, тогда Он не был их Сыном, и приведенный стих является ложным утверждением.

Мы же верим в Его истинность, и всё Писание с ним согласуется. Вот что говорит повествование о Его раннем детстве:

«Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк.2:52).

Как возможно увязать эти слова с существованием Иисуса до рождения, как второй ипостаси триединого Бога? Мог ли Он тогда возрастать в мудрости и в любви у Бога? Даже взяв невозможное за истину и сказав при этом о существовании Иисуса до рождения, как Ангела, – на каком основании тогда можно говорить, что Он возрастал в любви у Бога при Его взрослении и переходе от детства к отрочеству!

Если Иисус существовал до Своего рождения, Он должен был тогда лишить Себя всего присущего Ему прежде: потерять все Свои знания, силу и положение у Бога, и вновь всё это восстанавливать! Для чего? Что это за достижение? Где логика? Мы покажем еще, что это и не по Писанию!

Вполне нормально для ребенка «преуспевать в премудрости и в возрасте», но в чём Иисус действительно отличался от подобного положения вещей, так это Своей небесной составляющей и Своим исключительным предрасположением к вещам духовным. Это Он унаследовал от Своего Отца. Отец, существующий от вечности, явил Себя в Сыне (2Кор.5:19; Ис.11:2,3; Ин.12:49), поэтому Иисус и мог утверждать в совершенной правоте, что «прежде нежели Авраам был, Я есмь», ибо в Нем «Бог был явлен во плоти» (1Тим.3:16 греч.).

Единственно верный факт, в отношении которого можно говорить на полном основании о некоем существовании Иисуса до Его рождения, – это Его связь с Богом, Который явил Себя в Своем Сыне. Во всем, что Он делал и что говорил, был отпечаток Его небесного происхождения и влияния духа Божьего, которым Он был наделен без меры (Ин.3:34). Иисус является единородным Сыном Божьим (Ин.3:16), Которого Бог «укрепил Себе» (Пс.79:18), чтобы Его пути были явлены человекам.

Нить библейских свидетельств

Ветхий Завет изобилует обетованиями о Христе, а Новый описывает личность Христа.

Он был тем «семенем жены», о котором было заявлено в самом начале; Ему полагалось разрушить закон греха и смерти – продукт лукавого обмана змея (Быт.3:15).

Новый Завет комментирует:

«Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону» (Гал.4:4).

Если Иисус существовал до Своего рождения, как Его можно называть «семенем жены»?

Аврааму было обещано:

«И благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт.22:18).

Павел комментирует:

«И СЕМЕНИ твоему, которое есть Христос» (Гал.3:16).

Разве мог Авраам вообразить, что его семя (сын) существовало до него? Конечно, нет!

Где в книге Бытие можно найти хоть какое-нибудь свидетельство, что Иисус уже существовал в какой-либо форме? Нигде! Таковых просто нет!

Моисей, вождь и законодатель Израиля, являвший собою в прообразе грядущего Вождя и Законодателя (Иисуса Христа), говорит своему народу:

«Пророка ИЗ СРЕДЫ ТЕБЯ, ИЗ БРАТЬЕВ ТВОИХ, КАК МЕНЯ, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» (Втор.18:5).

В Новом Завете Петр цитирует этот стих слово в слово и применяет его к Иисусу Христу (Деян.3:22; 7:37); а Павел учит: «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям…» (Евр.2:17).

Можно ли слова Моисея применить к существовавшему до рождения Ангелу? Можно ли было о таковом со всей правотой сказать, как о воздвигнутом «из среды тебя, из братьев твоих», наподобие Моисея?

Только ложная теория может применять эти слова к Ангелу, существовавшему до своего рождения.

Иисус был Сыном Давидовым, и Давиду было сказано:

«Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, КОТОРОЕ ПРОИЗОЙДЕТ ИЗ ЧРЕСЛ ТВОИХ, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я БУДУ ЕМУ ОТЦОМ, и он БУДЕТ Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих» (2Цар.7:12-14).

Пророчество это относится к Христу, как новозаветный комментарий делает это совершенно ясным (см. Лк.1:32,33; Евр.1:5); обратите внимание на будущее время, используемое в нем. Бог говорит: «Я БУДУ Ему Отцом, и Он БУДЕТ Мне Сыном». Если бы Иисус уже существовал, не сказал ли бы тогда Бог: «Я есть Его Отец, и Он – Мой Сын?» Марии было возвещено:

«Он будет (не является!) велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк.1:32,33).

Эти слова Ангела Гавриила констатируют, что Иисус «НАРЕЧЕТСЯ Сыном Всевышнего», и Он будет править на троне Давида, «отца Его». Возможно ли применить эти выражения к Тому, Который уже существует?

Возьмите также в расчет и проповедь апостолов. Говорили ли они о вере в существовавшего до рождения Ангела, который облекся в человеческую форму? Нет, не говорили. Послушаем Петра:

«Давид… будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от ПЛОДА ЧРЕСЛ ЕГО воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его…» (Деян.2:30).

Кто взойдет на трон Давида? Уже существующий Ангел? Нет, Давид верил, что это будет «плод чресл его», то есть его наследник. Родившийся от Марии младенец и был тем обетованным потомком, а никак не Ангел, ставший человеком!

Исайя возвещает:

«Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (7:14).

Это пророчество исполнилось в рождении Иисуса (Мф.1:23), которого Петр описывает как «Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями» (Деян.2:22).

Иными словами, Бог явил Себя в Человеке, Им предопределенном, Который стал образцом для всех тех, кто желает приблизиться к Нему в надежде на вечную жизнь. Бог не ожидает, что таковые достигнут идеального совершенства, явленного Им в Сыне, но Он действительно требует от них, чтобы они приобретали явленные Им небесные характеристики. Делая это, они вырабатывают характер, достойный увековечивания в теле, которое облечется в неувядаемую славу века грядущего (1Кор.15:53-57).

Теория, которая провозглашает Иисуса Ангелом, существовавшим до рождения на земле, тем не менее, разрушает этот образец и вводит в заблуждение, искажает удивительное учение Божьего проявления в Человеке Иисусе Христе.

И надо помнить, что верное понимание взаимоотношений Отца и Сына есть одно из важнейших условий для спасения (Ин.17:3).

Разве Христос не первенец?

На этом месте читатель может проявить нетерпение и пожелает привести ряд Библейских стихов, которые, как может показаться, дают некое основание для поддержки теории существования Иисуса до своего рождения.

Мы знаем эти стихи и, тем не менее, утверждаем, что ни один из них не поддерживает эту теорию, если подходить к ним с должной интерпретацией. К несчастью, верно и то (кстати, и сама Библия говорит об этом), что некоторые берутся за отрывки из Писаний, для них «неудобовразумительные», и тем самым извращают их «к собственной своей погибели» (2Пет.3:16).

Один из этих стихов – Колоссянам 1:15. Он описывает Иисуса, как рожденного «прежде всякой твари», и ряд толкователей выдвинули этот стих в поддержку теории существования Его до рождения. Если Иисус – первенец, то Он должен был существовать прежде всех других, как они заявляют.

Но разве это не ставит Писание в оппозицию самому Писанию? Ведь если Иисус – буквально «первенец» в том смысле, как это представляет разбираемая теория, как может Библия утверждать, что Он есть Сын Давидов, Сын Аврамов (Мф.1:1)? И вдумайтесь в само заявление – «рожденный прежде всякой твари». Разве это не требует присутствия матери? Кто она, которая родила Его прежде всех других?

Эти трудности вполне разрешимы, и при этом стих просто и гармонично объясняется, если понимается Библейское учение о первенце. В Библии «первенец» – юридический термин, описывающий преимущественное положение или статус первого рожденного ребенка. Существовали особые привилегии в семье для законного первенца. Он представлял своего отца, мог выступать в роли священника и получал двойную часть семейного наследства (см. Втор.21:17).

Но закон Божий допускал лишение старшего сына его юридического положения, как законного наследника, в случаях его недостойного поведения или неспособности исполнять полагающиеся обязанности; и, соответственно, передавал его права следующему по старшинству сыну. Другими словами, совершенно необязательно полагать Иисуса первенцем творения Божьего, именно как соответствующего положению законного первородного.

  • Для примера, заглянем в книгу 1 Паралипоменон 5:1. Рувим – первенец Израилев, «но, когда осквернил он постель отца своего, первенство его отдано сыновьям Иосифа… с тем однакож, чтобы не писаться им первородными».

Недостойное поведение Рувима вызвало законный упрек отца, который и лишил его законного статуса первородного и передал его своему младшему сыну Иосифу.

Можно продолжить приводить примеры:

  • Ефрем, сын Иосифов, получил благословение Израиля, как первенец, хотя и не был им – старшим был Манассия (Быт.48:14-19); и Бог подтвердил этот выбор, говоря в дальнейшем о Ефреме, как о первенце (Иер.31:9). Иаков получил первородство над своим старшим братом Исавом (Быт.25:32-34). Шимри, не будучи первородным, получил от отца главенство над братьями, которые были старше его (1Пар.26:10).

Эти примеры, а их значительно больше, ясно свидетельствуют о распространенной практике, когда младший сын был возвышаем до положения законного первородного в семье. Фактически, это случалось настолько часто, что Моисеев Закон запретил возвышение младшего сына просто из-за каприза отца ввиду одной лишь симпатии. Закон требовал:

«Но первенцем должен признать сына нелюбимой [и] дать ему двойную часть из всего, что у него найдется…» (Втор.21:17).

Подобное положение показывает, что законным первенцем мог быть и младший сын, и, отсюда, допускает более широкую трактовку по интерпретации Колоссянам 1:15.

Библия говорит о двух знаменательных «сынах Божиих»: Адаме и Христе (см. Лк.3:38). «Первый Адам» пренебрег правом первородства, правом первенца человеческой расы, ввиду непослушания Богу; но Бог воздвиг младшего Сына (называемого в 1Кор.15:45 «последним Адамом»), Чье совершенное послушание воле Отца показало Его достойным преимущества. Благодаря этому, Он был возвышен до положения первородного человеческой расы, что означало получение Им «двойной части» наследства и права на исполнение Им функций священника в Божьей семье. Господь Иисус Христос есть первенец не по факту долговечности (что не является заслугой), но благодаря своему моральному превосходству.

Возвышение Его было предсказано Ветхим Заветом. Бог возвестил о Нем следующее:

«И Я СДЕЛАЮ его первенцем, превыше царей земли» (Пс.88:28).

Использование в этом пророчестве будущего времени показывает, что Господь Иисус есть первенец не по рождению, но по назначению, или, лучше сказать, – по предпочтению; в противном случае Бог сказал бы: «Он есть Мой первенец».

Воскрешение Иисуса было печатью Отцовского одобрения поведения Своего Сына (Рим.1:1-4). Именно это и сделало Его первородным. Павел писал: «И Он есть… начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол.1:18), и «Он был первородным между многими братиями» (Рим.8:29).

Верующие в Иисуса также изображаются как «некоторый начаток Его созданий» (Иак.1:18), как «первенцы Богу и Агнцу» (Откр.14:4), как «собор Церкви первенцев» (Евр.12:23). Отсюда, если титул «первенец» учит о существовании Иисуса до Его рождения, то это должно быть верным и по отношению к Его последователям. Все привилегии первородного, лежащие на Господе, имеют, в несколько меньшей степени, и Его последователи. Они получат двойную долю наследства в Веке грядущем, даже бессмертие (1Кор.15:52-54), и будут царями и священниками по отношению к смертному населению, которое еще будет существовать (см. Зах.14:16) в течение тысячелетнего правления Христа (Откр.20:6).

Эти заявления показывают исчерпывающе, что апостол не знал ничего о существовании Иисуса до Его рождения, о чем свидетельствует его терминология.

Является ли Иисус творцом небес?

Некоторые могут напомнить нам, что мы упустили ряд моментов, содержащихся в 1 главе Послания Колоссянам. К примеру, разве там не говорится, что Христос сотворил всё вокруг? Павел пишет:

«Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – всё Им и для Него создано» (1:16).

Это кажется исчерпывающим свидетельством в пользу данного аргумента. Однако более внимательное прочтение отрывка откроет нам и многое другое, если настаивать на подобной интерпретации, ибо он утверждает, что Христос создал всё, «что на небесах». А это должно включать тогда и Самого Бога, не говоря уже об Ангелах!

Явно, что здесь нет никакой логики и поддержки данной теории Библией. О чем же тогда говорит данный стих? Писание повествует о небесах несколько иначе, чем о том, что находится у нас над головой. Например, пророк Исаия говорит о «новом небе и новой земле», которые откроются в будущем, и «вы будете веселиться и радоваться во веки» (65:17,18).

Пришествие Господа Иисуса выльется в формирование нового политического устройства («небес»). Управлять землей будут служители Господа, которые к этому времени получат бессмертие (Откр.5:9,10).

Даже сейчас они возвышены до привилегированного положения в отношении к Богу и Его Сыну «благословением в небесах» (Еф.1:3). Павел по этому поводу пишет следующее:

«И нас… воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф.2:5,6).

Эти «небеса» получили существование через Христа, и есть предвестники «небес» политических, которые будут явлены в веке грядущем, когда Он будет править на земле. В них мы обнаруживаем градацию власти, описываемую как престолы, господства, начальства; кое-что из этого было зримым уже тогда, другое же еще будет явлено, и, отсюда, еще невидимо.

Всё будет открыто в Веке грядущем.

Следовательно, термин «небеса» часто относится к занимаемому привилегированному положению или статусу. Он используется для изображения нынешних взаимоотношений последователей Христа к Отцу и к Сыну, и к власти, которою Они будут обладать в Царстве. В нем каждый будет наделен большими или меньшими властными полномочиями (см. Лк.19:17-19).

В книге Исаии (65:17,18) «новое небо» составляет правителей или правительство века грядущего, а «новая земля» – управляемых или просто народ, что пророк и старается особо подчеркнуть (см. ст.18). Подобная интерпретация и требуется Колоссянам 1:16. Слово, переведенное с греческого как «им», есть предлог «ен». Современный перевод Российского Библейского Общества переводит это место как «через» (Него). У Матфея 26:33 он переведен как «о» (Тебе), но чаще всего он переводится как «в» (чём, где). Прочтя еще раз внимательно Колоссянам 1:16, мы увидим, что здесь нет и речи о творении материальном, и, следовательно, речь идет о творении духовном, что и подразумевает стих 18.

Повсюду человек «во Христе» изображается как «новая тварь» или «новое творенье», как и нужно понимать это выражение (2Кор.5:17; Гал.6:15). И «вещи», которые, как говорят, сотворены Им или через Него, – и есть «новое творенье», то есть новые люди, что и имел в виду апостол. Христос есть «начало создания Божия» (Откр.3:14), Он указывает Своим последователям путь, который и они могут пройти (Флп.3:21; 1Ин.3:1,2), ибо они могут стать в будущем такими, каков Он сейчас.

Подведем итоги: Колоссянам 1:16 не учит буквальному сотворению небес и земли Иисусом, потому что:

  1. Это противоречит свидетельству Ветхого Завета, который говорит, что Творцом всего является Бог.
  2. Рассматриваемые нами «небеса», созданные Иисусом, возможны только при условии отношения их к вещам духовным.
  3. Другие выражения апостола ставят «небеса» в один ряд со статусом привилегированного положения во Христе.

Отсюда и заключение Павла:

«И Он есть прежде всего, и всё Им стоит» (Кол.1:17).

Христос есть связующая сила нового Творения, и именно так эти слова нужно понимать. Но если Творение рассматривать в буквальном смысле, тогда мы должны признать, что Христос и поддерживает его Своею силою. Почему же, тогда, оно не разрушилось с Его смертью? Очевидно, что подобная интерпретация не верна, и контекст явно показывает, что Павел ничего подобного не имел в виду, а говорил лишь о духовном Творении во Христе.

«Я от вышних» (Ин.8:23)

Это заявление часто используется для утверждения, что Иисус был на небесах до Своего сошествия на землю. Контекст же стиха показывает, что подобная интерпретация не верна. Иисус говорит иудеям: «Вы от нижних, Я от вышних». Далее, в объяснение этого, Он продолжает: «Вы от мира сего, Я не от сего мира». Иисус был «от вышних», и «не от мира сего», потому что Бог был Его Отцом, и Он являл Собою мудрость и характеристики, которые были небесного происхождения.

Человек, который «любит мир» – «от земли» или «земной»; а тот, в котором пребывает любовь Отца, – «от вышних» (1Ин.2:15). Иисус говорит Никодиму, что человек должен родиться свыше, если хочет увидеть Царство Божье (Ин.3:3). Таковые возрождены от Слова Божия (1Пет.1:23; 1Ин.3:9,10), то есть мудростью, сходящей свыше (Иак.3:15-18). Они формируют свой характер, сообразуясь со Словом, пребывающим в них (Ин.17:17), и отсюда могут заявить о себе, что они «от вышних», хотя ни о каком буквальном существовании на небесах здесь не идет и речи.

Вот в каком смысле надо понимать слова Иисуса. Он был «не от сего мира» в том же самом смысле, как и Иоанн увещевает верующих не любить мира, «ни того, что в мире». Последователь Христа должен смотреть дальше вещей этого мира, взирать на славу грядущую и меняться ментально и морально под воздействием свыше.

И пример этому – Христос.

«Я сошел с небес» (Ин.6:38)

«Какие странные слова! Кто может это слушать?» – спрашивали Его ученики (ст.60). А далее следуют слова, еще более трудные для понимания: «Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего [туда], где был прежде?» (ст.62). До того нелепыми были для некоторых учеников эти слова, что многие из них отошли от Него (ст.66). И это исчерпывающе доказывает, что они ничего не знали о теории существования Иисуса до Его рождения.

Более того, обратите внимание, как называет Себя Иисус – «Сын Человеческий». Мог ли некто, существовавший до своего рождения, являться Сыном Человеческим? Очевидно, мог, если полагаться на эту ссылку, как на доказательство предполагаемого существования до рождения.

Но что подразумевал под этими на первый взгляд непонятными словами Иисус? Они появляются в конце долгой беседы Иисуса с иудеями по поводу манны, которую их отцы ели в пустыне, и обстоятельств, которые дают ключ к объяснению этого.

Манна изображается как «хлеб с небес» (Ин.6:32), и Господь уподобляет Себя образно той же манне или хлебу, сходящему с небес (ст.32,33). Разве говорит Он здесь что-нибудь о том, что манна была произведена на небе, в месте обитания Бога, и оттуда сбрасывалась каждую ночь над местом пребывания стана иудейского? Или, скорее, Бог посылал Свой дух на землю, и уже там производил ее?

Несомненно, последнее, как заключит любой разумный человек.

Вот в каком смысле, следовательно, и должны мы понимать слова Иисуса по отношению к Себе Самому. Давайте посмотрим на обстоятельства Его рождения. Ангел возвещает Марии:

«Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35).

Иисус был единородным Сыном Божьим, и, отсюда, – свыше. Павел учил, что «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2Кор.5:19). То, что было во Христе (Дух), снизошло с небес и пребывало в плоти Иисуса и взошло на небо после Его воскрешения.

А то, что это и есть истинное значение, объяснено словами Самого Иисуса. Смутившимся от Его слов ученикам Он говорит:

«Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Дух животворит, плоть не пользует нимало» (Ин.6:62,63).

Бог, посредством духа Своего, сошел на землю, чтобы дать людям одного из представителей человеческой расы, Который способен был к победе над грехом (см. Пс.79:18), и, сделав это, Он взял этого представителя (т. е. Иисуса) на небеса, изменив Его плотскую природу на природу духовную; ибо нужно ясно понимать, что духовное существо есть существо материальное (1Кор.15:44,45). Таким образом, Дух восшел туда, где он был прежде, хотя и в другой форме. Он сходил как сила Божия, он восшел как Сын Человеческий, ставший бессмертным.

«В начале было Слово» (Ин.1)

Евангелие Иоанна начинается с этого заявления, и далее констатируется, что это Слово было у Бога и было Богом, и оно сотворило всё (ст.1-4). И ввиду того, что титул «Слово Божие» применено к Господу Иисусу в Откровении 19:13, утверждается, что эти стихи говорят о существовании Христа до Его рождения.

Если бы это было так, тогда Библия была бы безнадежно противоречивой, ибо выражения, подобные «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном»; «И Я сделаю Его первенцем»; «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Аврамова» совершенно не соответствуют учению, которое дает Иисус как уже живущий.

Греческий термин, переведенный как «Слово», есть «Логос». Он обозначает материальную форму, которую приобрела мысль; или, другими словами, сказанное слово есть воплощение мысли, мудрости, доктрины.

Иоанн учит, что в самом начале цель Божья, мудрость или откровение, была еще неявленной реальностью. Она была «у Бога» в том смысле, что исходила от Бога; она была «Богом», ибо представляла Его человечеству (Похожее выражение используется Христом у Матфея 26:28 – «Сие есть кровь Моя», т.е. вино в чаше представляет Мою кровь. Опять, у Матфея 13:20 (зерно) «означает того, кто» – т.е. зерно представляет человека. «Камень же был Христос» (1Кор.10:4), т.е. камень представляет Христа) и превратилась в движущую силу всего, что сделал Бог, так как лежала в основании всего творения, и она представляла надежду жизни для человечества (см. Ин.1:3,4).

Отсюда то, что констатирует Иоанн, есть, по сути, заявление о существовании в самом начале мудрости или цели Божьей, и что она была явлена людям, дабы указать им путь.

О чем она возвещала?

О пришествии Того, Кто преодолеет грех и сделает реальностью надежду на жизнь (эта надежда заложена глубоко в каждом живом существе, ибо никто не хочет умирать). Такое обетование было сделано в самом начале в Слове, или Доктрине, Бога.

Это Слово, Мудрость или Доктрина стало реальностью, сущностью, подтверждением в личности Господа Иисуса Христа. Отсюда Иоанн возвещает:

«И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» (1:14).

Слово стало плотью. Божественная Мудрость воплотилась в жизнь и стала реальностью в личности Господа Иисуса Христа. До Его пришествия это было просто Слово или Обетование, но когда Он был явлен людям, Слово стало личностью. Этой личности не существовало до рождения ребенка Иисуса, но Обетование и Мудрость Божьи присутствовали всегда.

Вот суть учения Иоанна. Она кладет конец запутанному учению вроде того, что Ангел стал зародышем в лоне женщины, как того требует теория существования Иисуса до Его рождения.

И если у Иоанна 1:4 «Слово» уже имеет олицетворенное местоимение – «В Нем», – то это ни что иное, как общераспространенный еврейский прием, который мы встречаем повсюду в Библии. Богатство, Мудрость, Грех и другие понятия изображаются точно так же. Подчас и их берут на вооружение для доказательства теории существования Иисуса до рождения. К примеру, в ряде случаев Свидетели Иеговы обращают внимание на отрывки, вроде Притчи 8:22, и привлекают их к своей идее существования Иисуса до Его рождения на земле. Давайте посмотрим на этот стих:

«Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих».

Главное действующее лицо этой главы – мудрость, которая и олицетворена, и к несчастью для доктрины существования Сына до рождения, здесь она – женщина: «Она становится», «Она взывает» и т.д. (Прит.8:1-3).

«И ныне прославь… славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин.17:5).

Означают ли эти слова, что Христос лично был с Отцом с самого начала, или они выражают тот факт, что Бог, как мудрый Строитель (Евр.11:10), уже предвидел славу Своего завершенного проекта?

Конечно, последнее – вне всяких сомнений! Это подтверждается использованием того же языка в подобных этому случаях.

Так, Петр учит, что Господь был предназначен еще прежде создания мира и явился «в последние времена для вас» (1Пет.1:20); а Иоанн изображает Его как «Агнца, закланного от создания мира» (Откр.13:8).

Был Иисус «заклан от создания мира?» Образно – да, в жертвоприношениях животных, но буквально – нет.

И, подобным образом, Бог, Который знает конец с самого начала, предвидел славу Сына и возвестил о ней через пророков. Эта окончательная слава Иисуса уже присутствовала в разуме и цели Отца с самого начала.

Бог также позаботился и о славе последователей Христа, поэтому Господь говорит:

«И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин.17:22).

Обладают ли они сейчас этой славой? Ясно, что нет, они просто живут надеждою на нее (см. Рим.5:2).

Как тогда может Христос говорить, что «Я дал им»? Только в том смысле, что даст надежду в будущем, зная, что те, кому она дается в обетовании, будут соответствовать по своим духовным качествам получить ее в конечном счете в реальности.

Таким образом, тот, кто верит в пришествие Христово, может обратиться к Господу, как и Иисус молился Отцу:

«И ныне прославь меня славою, которую я имел (в обетовании) у Тебя прежде бытия мира».

Бог предвидит конечную цель и, зная о ее завершении, может называть «несуществующее, как существующее» (Рим.4:17). Павел пишет:

«Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним» (Еф.1:4).

Если Иоанн 17:5 доказывает существование Иисуса до Его рождения, тогда Ефесянам 1:4 доказывает существование до рождения и всех Его последователей!

Тот же язык мы встречаем и в изображении других людей, которых Бог использовал особым образом. Об Иеремии, например, написано:

«Прежде нежели Я образовал Тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели Ты вышел из утробы, Я освятил Тебя: пророком для народов поставил Тебя» (Иер.1:5).

Доказывает ли это существование Иеремии до его рождения? Если нет, почему тогда отрывок из Евангелия от Иоанна 17:5 можно использовать для доказательства существования Иисуса до Его рождения и, таким образом, входить в противоречие со многими другими стихами, которые говорят о Нем как о сыне Давидовом, рожденном около двух тысяч лет назад?

Тот же язык используется и в отношении Павла (Гал.1:15) и других.

Когда Христос возвратится на землю, Его избранным последователям будет дарована слава, подобная той, какую имеет Он Сам. Они будут «подобными образу Сына, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим.8:29).

Ваша ответственность

Поскольку надежда на жизнь вечную напрямую связана с правильным пониманием Отца и Сына (Ин.17:3), то просто необходимо каждому найти истинное понимание Их взаимоотношений. Подчас очень трудно освободить разум от предубеждений, но это становится необходимым, если мы хотим найти истину. Разве логично, чтобы Ангел вдруг стал ребенком, быв принужден учить заново всё то, о чем он когда-то знал? Для какой цели?

Нет, истина намного проще, яснее и логичней. Дух Божий вызвал рождение Сына и укреплял Его на повседневном пути к победе над грехом. Через это были явлены средства победы для каждого из нас: небесные помощь и сила (Флп.4:13). Тщательное размышление над строками Писания покажет, что доктрина существования Иисуса до рождения одинаково нелогична и неверна.

Мы вполне осознаем, что эта работа далека от исчерпывающего охвата предмета и затрагивает его лишь в отдельных моментах. Ограниченный объем буклета не позволяет нам дать более полное изложение, но мы готовы сделать это заочно. Если вы встретите какой-либо стих, который, как вам может показаться, учит существованию Господа Иисуса до Его рождения, пожалуйста, напишите нам о нем, чтобы мы вместе могли его разобрать.

Мы верим, что пришествие Иисуса Христа уже близко, и это обязывает всех, кто заинтересован в своем личном спасении, поставить себя в такие взаимоотношения с Ним, чтобы при Его возвращении быть Им принятым. Верное понимание личности и цели Господа Иисуса Христа просто необходимо для этого, и потому мы хотели бы привлечь ваше внимание к этим вопросам. Мы будем рады ответить на все ваши вопросы, касающиеся их.

* * *

Для более углубленного изучения Библии ознакомьтесь с нашими Библейскими курсами.