Официальный сайт русскоязычной общины Христадельфиан
Принципы и притчи
5. БОРЕНИЕ

Полезно иметь наставление от мудрого о борьбе, ибо это зло неизбывно среди людей. Народы воевали во всю историю человечества, используя все свои силы на разрушение и погибель. В дни временного перемирия разгоралась нешуточная борьба за власть и богатство. Даже в недрах христианской церкви, среди служителей Господа, прямо призванных к воздержанию от борьбы, никогда не прекращалась возня вокруг “теплых мест”. Нам нет нужды напоминать апостольские слова о зле всякого борения. Они (борения) отвлекают от лучшего применения сил и окончательно портят рассудок вовлеченных. Люди, находящие своей единственной целью Царство Божие, испытав на себе вредоносность борьбы, часто делаются неспособными далее жить среди людей в земном царстве.

В книге Притч о борьбе говорится следующее: “От высокомерия происходит раздор, а у советующихся – мудрость” (Прит.13:10). “Начало ссоры – как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она” (Прит.17:14). “Кто любит ссоры, любит грех” (Прит.17:19). “Честь для человека – отстать от ссоры, а всякий глупец задорен” (Прит.20:3). “Где нет больше дров, огонь погасает; и где нет наушника, раздор утихает” (Прит.26:20). “Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору” (Прит.26:17). Из всего следует, что любовь к драчливости – грех; что главные причины этому – гордость, ненависть и гнев; что начало ссоры – как прорыв воды, его трудно остановить; и что лучший путь предотвратить ссору – пресечь ее еще до того, как она примет необратимый характер.

Эта простая мысль – кладезь премудрости; применение ее изменило бы людей к лучшему.

Не нужно придираться к словам. Нам следует радеть за веру, если мы причислены к святым. Надо поддерживать все справедливое, будь то в мирской суете или в братстве; но мы должны верно оценивать и разницу в приложении определенных усилий, несомненно ведущих к доброму, и отказом от этих усилий, если он умножит зло. Можно с удовлетворением отметить, что в иных собраниях дискуссии проходят в очень доброжелательном тоне. И приходится припомнить, что бывают и весьма напряженные споры в иных собраниях, перерастающие в еще большую напряженность, и как никто не хочет чувствовать себя проигравшим, то весь результат плачевен для экклесии. Гордость, ненависть и гнев – все свили гнездо в ней. Все ведет к смерти вечной.

Часто признаки надвигающегося разлада видны издалека. В этом случае лучше дать оппоненту выговориться, не дожидаясь перехода к “военным действиям”. Если оппонент – человек здравомыслящий, то взвесит ваши аргументы, и если они не пустые слова, то, поразмыслив, примет умное решение. По возобновлении спора можно будет видеть, что его аргументы смягчились. Тогда полезно изложить свою точку зрения в ином ключе, что, несомненно, приведет к лучшему взаимопониманию, если не вовсе прекратит борение.

Разница в убеждениях может препятствовать объединению, но никак не должна приводить к склоке. Если мы не сходимся в взглядах на веру и тому как ей служить и на надежду, которую лелеем; если мы уверены, что они ошибаются в концепции долга или в отношении к божественному откровению, мы не должны с ними объединяться и не должны устанавливать санкции, а самое главное не гневаться на их слепоту. Но не нужно оставлять попыток достичь согласия по принципиальным вопросам. “Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык перемалывает кость” (Прит.25:15). Тут нет противоречия: мягкий и убедительный ответ остановит бурю, жаркий спор затихнет без пищи для него, а сердитый человек сделает над собой усилие, чтобы не совершить постыдного. Разумный призыв в мягкой форме способен победить закоснелое упрямство.

Мы должны так хорошо учиться, чтобы уметь предвидеть реакцию оппонента. Если мы приведем аргумент, способный вторгнуться в мир его надежд, то естественно ожидать негативной реакции. Не найдя подходящего ответа, обычно переходят на личности. В публичной дискуссии персональный укол ценится больше всего и может вызвать бурю аплодисментов, но нам следует удерживаться от того, чтобы отплачивать тем же, какой бы хлесткий ответ ни просился на язык. Сарказм разрушителен для обеих сторон и вряд ли улучшит взаимопонимание. Сердитые слова производят эффект только при вежливом ответе, или они послужат для укоризны.

Странно, но факт – люди скорее теряют терпение в спорах по незначительным предметам, чем по более важным. Недалекий богослов вполне ладящий с атеистом, вдруг почувствует себя ущемленным собратом по вере за то, что тот осмелился отклониться на толщину волоса от его концепции веры и практики. Евреи ненавидели самарян глубже, чем варваров. Господь Иисус Христос упрекнул их за такое бессердечие, выбрав самарянина для примера того, как сосед должен любить соседа.

Иногда люди, движимые вроде бы добрыми мотивами, все же чересчур увлекаются спором. Они так убеждены в своей исключительности в деле нахождения истины, что готовы заниматься этим сколь угодно долго, чтобы победить. В экклесиальной жизни такие братья приносят много хлопот. Было бы куда лучше, умей такой брат использовать убеждение, получив слово. А по принятии решения подчиниться и далее не высказываться по теме. Если он искренне убежден, что нарушены принципы, то ему даже лучше уйти для общей пользы. Если принципы не пострадали, то ему желательно вспомнить, что мы должны жить в любви друг к другу. Может это и не хорошо, что его правильная позиция не принята, но раздор и склоки в экклесии еще того хуже.

Увы! Примеров разлада так много, что надеяться на очередной призыв не приходится. Всегда есть люди, согласные скорее утонуть, но не прекращать раскачивать лодку, чем поставить паруса и плыть не туда, куда, по их мнению, нужно плыть. Бесчисленны ситуации, когда честью было бы выйти из борьбы, но по такой чести не слишком многие вздыхают.

Мудрость гласит, что вмешиваться не в свое дело – все равно, что хватать собаку за уши. Это всегда одинаково плохо и для собаки и для того, кто вмешивается. Последний редко может принести пользу своим вмешательством. Чаще всего обе стороны обращают свой гнев на миротворца.

Уже приводился пример о молодом человеке, вступившемся за женщину, избиваемую своим мужем. Пострадавшая попросту зашла сзади и огрела его сковородой. Придя в себя, он вспомнил, что в книге Притч Соломона есть золотые слова на эту тему: не вмешивайся. В других случаях люди получают целую серию ударов (уже не в буквальном смысле), так и не признав своей ошибки и не вспомнив подходящих слов научения.





Назад Вернуться к содержанию   Следующая глава… Следующая глава