Официальный сайт русскоязычной общины Христадельфиан

Авраам не хотел, чтобы его сын Исаак женился на ханаанской девушке, идолопоклоннице, поэтому он послал своего верного слугу (Елиезера) из Дамаска найти жену ему среди родственников в Месопотамии и дал ему предписание: «Господь, Бог неба… Он пошлёт Ангела Своего перед тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда» (Быт.24:7).

Женщина, избранная таким путём, в самом деле должна обладать редкими качествами. Проделав долгий путь из Ханаана, Елиезер попросил Бога указать ему жену для Исаака из тех девушек, у которых он попросит воды, и которая из них также предложит воды и для его верблюдов. Ответ не замедлил: «…ещё не перестал он говорить», как девушка, «прекрасная видом», подошла к колодцу и наполнила кувшин водой. Раб попросил воды, которую она торопилась унести. Мы можем представить себе состояние нетерпеливого ожидания старика. Но оно было недолгим. Ревекка предложила начерпать воды и для его верблюдов тоже. Этот человек был для неё незнакомым чужестранцем, но она не напускала на себя искусственной застенчивости, а вела себя просто и естественно, сказав с добрым рассуждением: «Я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются» (Быт.24:19), и поспешила сделать это.

Ревекка

Эти несколько слов указывают на её отзывчивость и добрый нрав. Маловероятно, что кто-то будет рассуждать о том, чем было вызвано её предложение. Наносить достаточное количество воды, чтобы утолить жажду верблюдов после долгого путешествия по пустыне было работой не из легких. Но Ревекка сделала это, и Елиезер должен был остаться доволен. Теперь ему нужно было только подтверждение, что она является родственницей Авраама, но он был так уверен на этот счёт, что заранее показал ей дары, предназначенные для обручения, и спросил её имя. Услышав, что она дочь племянника Авраама Вафуила, Елиезер излил Богу свою благодарность. Когда Ревекка узнала, что он пришел от Авраама, она с естественной радостью «побежала и рассказала об этом в доме матери своей». Другая девушка пошла бы домой с присущей ей гордостью, а Ревекка просто побежала домой сообщить новость.

Теперь мы представим семью Ревекки. У неё были отец, мать и, по крайней мере, два брата, из которых только один назван по имени. Даже беглое чтение этой главы показывает, что властью в доме обладал её брат Лаван. Отец же её, Вафуил, упомянут во вторую очередь и потому занимает второе место после своего сына: «И отвечали Лаван и Вафуил…» (Быт.24:50). В Быт.24:28 её дом описан как «дом матери» её. Возможно, Вафуил в то время был болен.

В Писании часто открываются особенности характера в имени тех или иных лиц. В случае с Лаваном, который впервые упоминается в Быт.24:30, это показано впечатляюще: «И когда он увидел серьгу и запястья на руках у сестры своей… и сказал: войди, благословенный Господом». О характере этого проницательного, хваткого и беспринципного человека мы можем судить по его поступкам с Иаковом в последующие годы.

Божий выбор

Семья Вафуила с интересом выслушала рассказ Елиезера. Узнав о большом богатстве, которое унаследует Исаак, они естественно благосклонно отнеслись к свадьбе, а когда узнали, каким чудесным образом его выбор пал на Ревекку, они поняли, что всё это определено Богом. Нам, людям с западным мышлением, кажется странным, что вся семья обсуждала будущее Ревекки, не спрашивая её собственного мнения. «Вот Ревекка пред тобою; возьми и пойди». Вероятно, она тоже понимала, что всё это от Бога, ибо мы не услышали от неё ни слова протеста. С искренней покорностью она приняла решение семьи и подчинилась воле Бога. Только об одном с ней посоветовались, когда ей предложили выбор – отправиться ли в дорогу с Елиезером сразу, или немного погодя. Просто и без притворства она решает отправиться сразу, понимая, какая необычная судьба ждет её впереди. Не является ли её выбор примером готовности, с которым невеста Христа, оставив все свои мирские дела, должна безотлагательно следовать за Господом, когда Он зовёт её?

Неизбежная разлука

Разлука с семьей была реальной и необратимой, без утешительных писем и посещений. Все связи с домом для Ревекки рвались, последовало долгое путешествие, о котором Писание нам ничего не говорит. В конце этого путешествия она должна была выйти замуж за мужчину, которого никогда прежде не видела. И только одна ниточка, связывающая её с домом, осталась целой – её верная кормилица пошла с нею (Быт.24:59).

В конце путешествия в отдалении показался человек, который «при наступлении вечера вышел в поле поразмыслить». Узнав, что это Исаак, Ревекка заранее сошла с верблюда и покрылась. Считалось неприличным спрыгивать (с верблюда) при приближении важной персоны. Еврейские жены считали мужей своими господами и правителями и оказывали им должное уважение. Необязательно было для женщины покрываться в присутствии слуг. И только при приближении Исаака Ревекка покрылась.

В последнем стихе Быт.24 содержатся странные для нас мысли: «(Исаак) взял Ревекку, и она сделалась его женой, и он возлюбил её». Мы бы ожидали увидеть следующее: «И он возлюбил её, и взял её, и она сделалась его женой».

Рэбби Хёрч (Rabbi Hirsch) по этому поводу сделал интересное замечание. Он сказал: «Важно, чтобы любовь предшествовала свадьбе, но ещё важнее, чтобы она продолжалась и после свадьбы. Современные взгляды возносят романтичность, предшествующую свадьбе; но старые еврейские взгляды предпочитают привязанность и близость после свадьбы на всю жизнь».

Ревекка принесла утешение Исааку после смерти его матери, предвещая славный день, когда женитьба Агнца на Его невесте принесет вечное утешение после долгого правления смерти.

В Быт.25 показаны изменения в положении Ревекки. Она больше не девочка в хозяйстве её властительного брата, но почтенная жена преуспевающего Исаака. Мы можем быть уверены в том, что она сохранила свои добрые качества при обретенном богатстве и положении. Прочитаем стих 21: «И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его». Эти слова быстро прочитываются, но как оценивается их значение? Исааку было 40 лет, когда он женился (ст.20) и 60 лет, когда родились близнецы (ст.26). Итак, около двадцати лет Ревекка пребывала в печали и одиночестве бездетной женщины. Помните, когда Сарра была в таком положении, Ангелы принесли ей уверяющее послание, но Ревекке не было такого ободрения. Сарра, став нетерпеливой из-за промедления, даже склонила Авраама родить ребенка от Агари. О бездетной Рахили сказано, что она «завидовала сестре» и вызывала гнев Иакова своими требованиями: «Дай мне дитя или я умру» (Быт.30:1,2). Но о каком-либо нетерпении Ревекки в Писании упоминания нет. В течение долгих лет она должна была утешаться ожиданием, помня обещание Аврааму, о котором ей должно было быть известно: «В Исааке наречется тебе семя».

Женская молитва

В вере она ожидала Божьего проявления около двадцати лет. Это подчеркивает тот факт, что сыновья, которые были рождены, были посланы Богом, во исполнение Его намерения. Стих 22 содержит первую записанную в Библии молитву женщины. «Сыновья в утробе её стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это?» И пошла попросить Господа. И на её молитву был ответ, что в её чреве два племени (два сына), и что больший из них будет служить меньшему.

Двое сыновей, рожденных Ревеккой, были названы Исав (косматый) и Иаков, что означает хитрый, держащий за пяту, из-за обстоятельств своего рождения. Исав был искусный охотник, тогда как Иаков был простой человек (Быт.25:27). Но надо иметь в виду, что слово, переведенное с еврейского языка как «простой», в разных местах Библии переводится по-разному: «прямой» (один раз), «неиспорченный» (дважды), и «безупречный» – 9 раз. Этим словом Иаков характеризуется, как честный и совершенный человек.

С интересом наблюдала Ревека, как росли её сыновья. Особенно её интересовало развитие Иакова, потому что она знала, что Бог предсказал великое будущее её младшему сыну. Когда Исав продал своё первородство Иакову всего за чашку похлёбки, Ревекка должна была увидеть в этом начало исполнения обещания: «…больший будет служить меньшему» (Быт.25:23). Возможно, ей было приятно, что с помощью этой сделки первородство теперь легально принадлежало Иакову. Хотя, как мать, она должна бы скорбеть, что Исав так легко расстался с таким драгоценным преимуществом – «пренебрег своё первородство» (Быт.25:34).

Такие разные сыновья

В книге Евр.12:16 есть ещё одно затруднительное место, написанное строгим языком: «наблюдайте… чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства».

Ревекка, наверное, очень хотела бы понять, почему Исаак предпочел Исава, с его прискорбными дефектами характера; это предпочтение Исааком Исава ещё более усиливало её любовь к Иакову, которого любил Бог.

В связи с этим, мы должны остерегаться влияния популярных писателей, чьё мнение редко основано на Писании. В своем труде «Женщины в Библии» Г.В. Мортон пишет о Ревекке: «Наверное, нам трудно понять, как любящая мать могла предпочесть избалованного Иакова честному косматому Исаву». Но нетрудно понять, почему писатели предпочитают слабовольного Исава «любителю своего собственного мира».

Теперь прервем историю сыновей Ревекки, чтобы рассказать о голоде в Ханаане. Исааку пришлось пойти в землю Филистимлян, и здесь Ревекка болезненно обеспокоилась за себя. Исаак, не доверяя Божьему заверению о защите, данному ему перед тем, как он отправился в путь: «Странствуй по сей земле; и Я буду с тобою и благословлю тебя» (Быт.26:3), применил ту же уловку, что и его отец, объявив, что Ревекка – его сестра. Справедливости ради надо сказать, что слово, переведенное как сестра, может также означать любую родственницу и жён родственников. Библия ничего не говорит нам о чувствах Ревекки, и мы можем только догадываться о её горе, когда она узнала, что Исаак ценит свою жизнь выше её чести. Бог позаботился о ней, и с ней ничего не случилось, а честный Авимелех даже упрекнул Исаака. Такие случаи помогают нам осознать, что патриархи обладали, кроме всего, и человеческими качествами.

В дальнейшем Ревекку ожидали лишения, когда филистимляне прогнали Исаака, испугавшись его растущего процветания. Когда в Гераре филистимляне засыпали и завалили его колодцы, от которых зависела жизнь, Исаак выказал покорность и податливость, удалившись из тех мест и выкопав новые колодцы. Бог, наконец, благословил его, когда был закончен колодец Реховоф, что значит «простор». Далее Авимелех, который сперва изгнал Исаака, теперь пришёл к нему, чтобы заключить с ним договор. Здесь нет упоминания о Ревекке, но мы можем быть уверены, что и тогда она разделяла с Исааком все тяготы.

Боль сердца

Из того, что мы знаем о Ревекке, мы понимаем, что никакие материальные лишения не могли угнетать её так, как сердечная боль при виде новых нежелательных черт в характере Исава. А вскоре ей пришлось узнать скорбь матери, чей сын нашёл партнера в чужом мире. Нас не покидает желание узнать, как она отреагировала, когда Исав взял в жены двух женщин ханаанских, что было, как нам сказано, большим огорчением для Исаака и Ревекки. У неё-то самой было благословенное Богом замужество, и поэтому можно понять её скорбь, когда сын избрал в жены идолопоклонниц ханаанских.

Когда Ревекка в первый раз появилась в Библии, она была приятной бескорыстной девочкой. Замужество принесло ей много испытаний, её характер развивался в школе страданий. Она отважно переносила невзгоды. Никогда не жаловалась и не выказывала нетерпения. Изумительный пример!

Кто-то может подумать, что характер Ревекки подвергся внезапному изменению после того, как Иаков получил благословение Исаака, но мы будем беспристрастно опираться только на те факты, которые открывает нам Писание.

Исаак понимал, что смерть неизбежна, и он жил в надежде, что Исав, как старший сын, получит главное благословение. Такое кажется непостижимым. Чувства Ревекки должны были прийти в смятение, когда она подслушала беседу Исаака и Исава. Она понимала, что Исаак действовал по личному предпочтению, несмотря на заявление Бога: «Старший будет служить младшему», и что простодушный Исав ещё раньше уступил своё первородство Иакову.

Изобретенный план

Замысел Ревекки

Позволительно ли было Исааку игнорировать Бога? Ревекка соображала быстро, и нам известно, какой план она придумала. Иаков не склонен был участвовать в этом плане, и Ревекка взяла всю ответственность на себя. Она хотела, чтобы благословение отца коснулось Божьего избранника. Иакову, кроме того, хотелось ещё и Божьего благословения, к чему простак Исав никогда и не стремился. И хотя в этом плане были рискованные моменты, в целом он удался – шаткое намерение Исаака было расстроено и Иаков, как это и было предсказано, получил благословение.

Драма усиливается прибытием Исава, полного надежд, но неожиданно узнавшего о своём поражении. Порицал ли Исаак Ревекку и Иакова, когда истина постепенно прояснилась для него? Нет, вероятно, хотя и «вострепетал весьма великим трепетом». Фактически ведь он сказал Иакову, полагая, что это Исав, «…да поклонятся тебе сыны матери твоей», т.е. повторил Божий завет: «старший будет служить младшему». Поэтому Исаак не упрекал Ревекку. Вместо того он признался Исаву, что невольно благословил его младшего брата, добавив убежденно: «Он и будет благословен». А Исаву было дано второстепенное благословение по его праву.

Этичен ли поступок Ревекки? Была ли она права, воспользовавшись слабым зрением Исаака, чтобы обеспечить благословение Иакову? Большинство людей упрекнут её и скажут: если б она подождала, Бог сам нашел бы способ благословить Иакова. Но нет тому свидетельства. Она ведь годами ждала изменений в отношениях Исаака к её второму сыну. Вероятно, она чувствовала, что-то повелевает ей действовать немедленно. Её критики указывают на то, что впоследствии мать и сын были разлучены навсегда, и Иаков много пострадал от рук Лавана, и что эти страдания были ему посланы как наказание за его грех. Есть ли тут ещё вопрос? Страдания часто посылаются нам в наказание, но иногда и с другой целью. Друзья Иова используют этот аргумент. Мы знаем также, что и Господь Иисус Христос «через страдания научился послушанию».

Кого Бог не порицает…

Как видим, Бог не осудил Ревекку или Иакова. Писания рассказывают о многих грешных делах, но грешники всегда наказывались Богом. Можем вспомнить Адама, Каина, Аарона, Моисея, Давида и Соломона. Когда они делали неугодное Богу – следовало наказание. И разве не лучше было бы воздержаться от порицания тех, кого Бог не упрекает? Когда Мариам и Аарон упрекнули Моисея за жену эфиоплянку, они были отчитаны словами: «Как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?» (Чис.12:8).

Очевидно, Божья оценка наших поступков отличается от человеческой. Только Бог знает важнейшие мотивы наших поступков. Человек не может знать о мотивах поступков другого человека, и поэтому он не может объективно судить о них. Мы можем упрекнуть Раав за ослушание приказу царских послов выдать шпионов, скрывавшихся в её доме. Ведь это же ложь с её стороны, скажем мы. Но каков же Божий вердикт? Она включена в число верных (Евр.11)! Похвала Павла ещё яснее: «Верою Раав блудница, с миром принявши соглядатаев (и проводивши их другим путём), не погибла с неверными» (Евр.12:31).

Тот факт, что она хотела служить только Божьим людям, с Божьей точки зрения более важен, чем её ложные слова. Один Бог читает наши побуждения. Пример Раав, восхваленный Богом, должен заставить нас более осторожно судить и о поступке Ревекки, которую Бог не упрекнул. Вдохновленные слова Валаама во многом подходят к этой ситуации:

«Как прокляну я? Бог не проклинает его» (Чис.23:8). В самом деле, как?

Возвращаясь к Ревекке находим, что её заботы и опасения после получения благословения для Иакова ни коим образом не кончились и даже не уменьшились. Обиженный Исав в сердце своём замыслил убийство своего брата. Он жаждал отомстить ему и ждал лишь смерти Исаака. Поэтому Ревекка говорила с болью: «Для чего мне в один день лишиться обоих вас (Исаака и Иакова)?» (Быт.27:45).

Очевидно Ревекке не хотелось отягощать новой заботой умирающего мужа, и вместо того она досадовала на хеттейских жён Исава, говоря: «Если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских… то к чему мне и жизнь?» Исаак воспринял намёк Ревекки и послал Иакова в Месопотамию искать жену.

Последовательность мыслей может быть слегка нарушена в Быт.27 и 28. Перед отбытием Иакова Исаак повторил своё благословение, на этот раз уже с полным осознанием и искренностью.

Разлука

Как, вероятно, горевала Ревекка, расставаясь со своим любимым сыном при таких обстоятельствах. Знай она, что ему предстоит быть в изгнании более 20 лет, и что они больше никогда не увидятся друг с другом, ей могло быть намного больнее. Но она думала, что он скоро вернется, и посоветовала ему переждать у Лавана «несколько времени, пока утолится ярость брата твоего».

Поскольку Ревекка не могла сопровождать Иакова сама, она сделала лучшее, что могла сделать, послав с ним человека, которому она всегда полностью доверяла, и который мог бы заботиться о нём – свою старую няньку. В рассказе об отбытии Иакова об этом не упоминается, но это понятно из Быт.35:8 – главы, где описано возвращение его из долгого пребывания у Лавана. Это всего лишь второе упоминание о ней с тех пор как она сопровождала девочку Ревекку к Исааку. И вот, спустя 117 лет, престарелая кормилица опять путешествует в том же направлении теперь с Иаковом. Очень вероятно, что она была с ним и тогда, когда он бежал от Исава. Когда Иаков достиг Луза (Вефиля), мы читаем: «И умерла Девора, кормилица Ревеккина, и погребена ниже Вефиля под дубом, который и назвал Иаков дубом плача».

В названии, данном им месту захоронения Деворы – «Дуб плача», – мы видим его искреннюю любовь к своей служанке.

После спасительного бегства Иакова о Ревекке в Писании больше нет упоминаний вплоть до того момента, когда она была погребена в пещере Махпела. И там она – достойный пример терпения в бедствии – остается до воскрешения.

К содержанию…