Официальный сайт русскоязычной общины Христадельфиан

Иерихон – «Город пальм», изнывающий от влажного зноя в нижнем Иордане, был процветающим центром плодородной долины, богатой пальмовыми лесами, бальзаминовым деревом и плодоносными садами. Историки описывают его как «божественный уголок». Расположенный около «Иорданского брода» он служил воротами в обетованную землю с востока.

Но в те времена, о которых идёт речь, он жил под тенью ужасного страха. Его обитатели слышали, что огромная армия израильтян остановилась в нескольких милях по другую сторону реки, и было мало сомнений в их враждебных намерениях. Вести о победном продвижении Израиля предшествовали ему, и обитатели Иерихона цепенели от ужаса, зная, как Господь избавил этих людей из-под власти могучего фараона, открыв для них проход среди моря. После многих лет у Синая они начали продвигаться к северу, разбив по пути аморреев, и теперь они были в нескольких часах пути от их города. Слова Раав, объекта нашего рассмотрения теперь, отражает тот ужас, который царил в Иерихоне: «Когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком из нас не стало духа против вас». События вскоре показали, насколько обоснованы были эти опасения.

Было время еврейской Пасхи, когда лён в долине убран и сушится на крышах города, – удобное время для евреев перейти Иордан и войти в землю обетованную. Вот в это время мы в первый раз встречаем в Писании Раав, и отсюда красной нитью проходит её спасение от смерти и линия потомков, ведущая прямо к Спасителю мира.

Раав блудница

Хотя она имела и другие занятия (крашение и прядение льна), её имя неотделимо связано с её низкой профессией, Раав – блудница. Нам она рисуется привлекательной, трудолюбивой, гостеприимной женщиной, дом которой находился в городской стене, возможно, даже недалеко от ворот. Думается, что её семья – отец, мать, братья и сёстры – жили в другой части города.

Её жизнь была вдали от этих событий. Но от многих путников, заходивших к ней, она, наверно, слышала множество рассказов и слухов, некоторые из которых могли наполнять её опасениями за судьбу её города.

Иисус Навин, новый вождь Израиля, послал двух соглядатаев, чтобы тайно осмотреть город. Есть ли лучшее место для сбора ценной информации, чем дом Раав, где можно было стоять и слушать все местные сплетни от посетителей, у которых вино развязывает языки?

Двое посланных соглядатаев приблизились к городу с его двадцатифутовыми в высоту стенами, прошли незаметно мимо часовых и растворились в толпе людей, торгующих своими товарами и занятых своими делами. Они вошли в дом Раав, чтобы провести ночь, имея крышу над головой. Тут они встретились с блудницей Раав, оживлённой хозяйкой, в чьей тёмной жизни уже потихоньку загорался свет – стойкое убеждение, что Бог Израиля есть единственный «Бог на небе вверху и на земле внизу», и это убеждение укрепляло ростки её веры, уже посеянные в её заблудшем сердце.

Вера и решительность

Так пришло время испытания и нелегкого выбора – чью же сторону принять? Поверит ли она в Бога Израиля, защитит ли лазутчиков и поможет ли им в их намерении разрушить город?

Её вера изменила её профессиею. Своими делами она доказала, что является женщиной веры, приняв двух лазутчиков в своём доме, и спрятав их на крыше под стеблями льна. Теперь ничто не остановило бы её в намерении помочь этим людям и дальше работать для Бога Израилева. Ее активный дух перешел от слабого, греховного начала к твердой решимости, даже до опасной лжи, когда царь прислал солдат в её дом с требованием выдать израильтян. Кто-то спросит: а как царь узнал, что Раав прятала соглядатаев? Возможно, кто-то из частых посетителей этого дома видел странников, вошедших в ворота и незамеченных часовыми, и что-то заподозрил. Раав сказала полуправду, как это до неё проделал Авраам: да, были они в её доме, но в сумерках ушли. И что, если солдаты поспешат, то могут ещё схватить их. Солдаты кинулись в тщетную погоню вниз по дороге к броду через Иордан. Ворота закрылись как только они ушли.

Под покровом темноты Раав вернулась, взошла на крышу и подняла льняные стебли, под которыми прятались израильтяне. Мы можем представить себе её, полную твердой решимости, что план сработает, и город будет взят, и ничто не может остановить это поражение. Оставалось только беспокойство за свою безопасность и за жизнь членов её семьи. Она уговорила лазутчиков сжалиться над ней, и чтоб она была спасена от грозящей смерти. Так, имея её обещание не выдать их, и полностью подчиняться их инструкциям, они ушли, чтобы, следуя её совету, спрятаться в горах на три дня. Красная же верёвка, протянутая из того самого окна, через которое она выпустила мужчин, с этого момента была молчаливым свидетельством её верности и полной веры в Бога Израиля, а также она была гарантом её безопасности, и окончательного благополучия. Теперь всё, что оставалось делать Раав – оставаться дома с семьёй и ждать, пока город будет взят.

Вписана среди верных

Читая это волнующее предисловие к драматическому повороту истории города Иерихона, мы можем допустить, что некоторым членам её семьи хотелось покинуть дом на городской стене и уйти на другой конец города повидаться с друзьями или как-то развлечься, чтобы ослабить растущее напряжение. Но сражения не последовало, а только маршировали вокруг города солдаты, идущие вслед за священниками, трубили трубы из бараньих рогов – всё это было скорее интересно, чем опасно. А Раав сочувствовала своему осаждённому городу, но была вынуждена молчать о грозящей опасности. Она ведь знала, что он будет разрушен. И произошло всё, как было предсказано, и Раав разделила свой дом с Израильтянами. Она вышла замуж за Салмона, князя Иудеи, и их сын Вооз, и далее Давид и Иисус последовали по её линии. Среди почетных лиц в список верных (Евр.11) после Моисея была вписана Раав-блудница, за свою веру.

Что нам было бы полезно извлечь из её жизни? Прежде всего то, что Бог судит человека по его вере. Давайте будем осторожны в наших суждениях; мы можем легко, даже бессознательно, судить о ком-то по их недостаткам. Мы можем с готовностью допустить, что избранная личность не совсем та персона, к кому относится послание Евангелия. Кто мы, чтобы решать? Раав просила соглядатаев быть добрыми к ней. Каждый из нас вторил бы её просьбе перед судом: «Будьте добры ко мне». Мы не можем терпеть дом с плохой репутацией, но по велению сердца мы всё же принимаем гостей, которых мы стыдимся. Мы все иногда скрываем свои мысли, но в Притчах есть такое предостережение: каковы мысли в сердце, таков и человек.

Дом Раав, несомненно, был обставлен какими-то удобствами для усталых путников, а её доброе сердце стало хорошей почвой для посева драгоценных семян, и она приняла их с радостью. Её природные данные дали место духовным силам, активной вере, отваге, послушанию, заботе о других.

А какими домохозяйками являемся мы? Какая обстановка украшает наши «внутренние» покои? Нет ли там беспорядка от ненужной критики недостатков у других, от порицания других? Осталось ли там место для любви, понимания и смиренного осмысливания? Каждый такой дом имеет свои собственные, индивидуальные черты, нет двух идентичных, каждый отражает вкусы и черты владельца. Так, один несет в своей атмосфере тепло гостеприимства, которое усталый путник ощущает сразу; здесь всегда есть слово утешения и ободрения. Некоторые дома имеют счастливую и радостную атмосферу и вызывают чувство одобрения аккуратных, хозяйственных сестёр. В таких домах царит удивительный дух христианского уюта, где можно расслабиться и почувствовать тепло настоящей общины.

Так и в нашем, созданном Отцом мире, как и в нашем собственном доме, нескончаемое разнообразие играет свою восхитительную роль; но в каждом доме, большом или маленьком, или даже, может быть, в одной комнате, должен взращиваться этот драгоценный росток веры, ибо вера и любовь являются основой основ жития последователей Христа.

Опознавательный знак

Красная веревка

Раав была в безопасности в своём маленьком доме во время сражения, пока эта красная верёвка свисала из её окна. То же и с нами. Нас так же должны узнавать по красной нити, этому магическому красному символу, этому обдуманному акту верности тому, Чья живая кровь пролита для нашего спасения. Знак нашей принадлежности не обязательно должен свисать и крикливо качаться у всех на виду, но алая нить, невидимая для большинства идущих своей дорогой, будет молчаливым драгоценным свидетельством, что мы находимся под Божьей защитой, что наши жизни укрыты Христом и Богом. Мы не должны покидать святилище. Свирепая битва разворачивается снаружи с врагами, идущими в лобовую атаку, использующими предательскую хитрость и поднимающими ужасный шум, цинично спрашивая о царе-спасителе, которого мы ожидаем: «Где обетование пришествия Его?» Нить нашей жизни должна сохранять свой живой алый цвет, не увядая, и должна быть надёжно прикреплёна к нашему окну надежды.

Неустрашимая вера Раав – пример для нас. Без такой веры мы не можем быть угодными Богу. Возможности бесстрашной веры в жизни безграничны, но мы сами урезаем их нашим собственным мелочным противлением и человеческими слабостями. Павел раскрывает этот секрет: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Даже еще только приступая к работе, очень важно просить об успехе дела нашего Отца со смирением и верой. Мы должны верить, что Бог может сделать даже больше, чем мы просим или о чём думаем, что помощь придёт при любых обстоятельствах нашей жизни – в трагических перипетиях, при решении трудных задач и при глубоком разочаровании. Иногда бывает очень трудно нести эту ношу, но по мере роста нашей веры она станет менее тяжёлой. Вера даёт нам уверенность, отвагу и силу выстоять.

Мать по царской линии

Теперь мы оставим Раав, возможно ушедшую пожить в Вифлееме, который в одном дне пути (около 20 миль) от Иерихона. Она стала матерью Вооза, который стал богатым землевладельцем в Вифлееме. Встреча Вооза с Руфью, которая являлась одной из значительных любовных историй в Библии, вероятно, стала для Раав одним из ярчайших воспоминаний в последующие годы. Они стали пра-пра-родителями Давида.

Так Раав стала бабушкой. Наверное, она рассказывала своему внуку Овиду эту волнующую историю том, как был взят город Иерихон, о тех удивительных горнах, о волшебном ковчеге, о тех марширующих солдатах и драматическом падении городских стен. Но как главнейшее из этих событий, она должно быть выделила историю с красной веревкой, ведь без нее не было бы ни Вооза, ни маленького Овида. И можно добавить, что описание линии Иисуса было бы совершенно другим.

Раав заняла своё место рядом с Руфью, Вирсавией и Марией в святой царской линии нашего Господа, так как истинный Бог смотрит не на личность, а в сердце человека, и в каждой нации есть такие женщины, которые, боясь Его, праведно трудятся, и которые будут приняты Им.

К содержанию…