Официальный сайт русскоязычной общины Христадельфиан

Очень мало написано об этой женщине, чьё имя даже не упоминается в Писании, но она стоит в одном ряду с Сарой, Анной и Елисаветой как «мать обета». Тщательное изучение покажет, что она – особая женщина.

Жена Маноя из Данова племени жила во время филистимлянского гнёта и была бездетной. Это последнее обстоятельство считалось достойным упрёка среди еврейских женщин. Однажды, когда она была одна, ей явился ангел и сообщил радостную весть, что у неё будет сын, который освободит Израиль от ига филистимлян. Этот сын должен был стать назореем, следовательно, она не должна была есть ничего нечистого, не пить вино или крепкие напитки с этого времени и до тех пор, пока не родится сын.

Её вера выразилась в том, что сказанное она сразу приняла к сердцу, поняв, что то был не простой пришелец, принесший ей благую весть, а Божий человек. Восхищённая, она отыскала мужа и пересказала ему всё, что произошло. Её природная застенчивость не позволила ей спросить ангела кто он. Рассказывая о случившемся, она обрисовала его Маною так: «Человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный; я не спросила его, откуда он, и он не сказал мне имени своего» (Суд.13:6).

Чувствуется, что Маной подозрительно отнёсся к этому странному пришельцу. Может, его гордость была уязвлена, что его жена, а не он удостоился ангельского посещения? Он вознамерился, по возможности, узнать больше и, будучи человеком верующим, молился, чтобы пришелец вернулся и дал дальнейшее пояснение. Молитва была услышана, и ангел вновь явился женщине, но опять, когда она была одна. Теперь стало ясно, что послание предназначалось только ей! А она, послушная жена, побежала и привела к ангелу мужа, и ангел подтвердил всё, что сказал ранее. Маной очень настойчиво спрашивал ангела о том, о чём жена его спросить стеснялась. А может быть, её интуиция уже подсказала ей ответы на все вопросы.

Из этого разговора не последовало новых инструкций. Только повторение тех, что уже были даны. Чувствуется, что оставшись одна, она на долгое время погрузилась в свои мысли, как Мария, мать Иисуса, которая «сохраняла все слова сии, слагая в сердце своём (Лк.2:19).

Женский здравый смысл

Некоторые из этих мыслей касались наставлений воздерживаться от вина и нечистой пищи. Человек, которому суждено родиться, должен быть назореем с самого зачатия и на всю жизнь. Это, мягко говоря, было необычно; обыкновенно человек давал клятву стать назореем на какое-то время. Ещё только один человек в Писаниях был пожизненным назореем – Иоанн-Креститель, о ком сказано (Лк.1:15) «не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».

Маной не хотел отпускать пришельца, так как не был ещё уверен, что тот является ангелом и, будучи гостеприимным человеком, он настаивал задержаться, пока приготовят сытной телятины. Ангел отказался откушать и вместо этого предложил принести жертву всесожжения. Тогда Маной задал ещё вопрос: «Как тебе имя? Чтобы нам прославить тебя, когда исполнится слово твоё». Ангел ответил, что это – тайна.

Было тщательно приготовлено приношение и ангел совершил впечатляющий уход, вознесясь из вида в пламени жертвенника. Жертва была принята, и ангел был узнан без сомнения. Маной убедился, и вместе с женой они пали ниц. Маной даже испугался, что они могут умереть. Но тут женский здравый смысл пришёл им на помощь: «…если бы Господь хотел умертвить нас, то не принял бы от рук наших хлебного приношения и всесожжения, и не показал бы нам всего того, и теперь не открыл бы нам сего» (Суд.13:23).

Матерь Самсона

В своё время родился Самсон. В книге Чисел 6 даются подробности посвящения назорея: «Во все дни назорейства своего свят он Господу» (стих 8) и «И должен он снова начать посвящённые Господу дни назорейства своего…» (стих 12). Самсон, когда вырос, стал во многом необычным, особенным назореем. Нигде не написано, что он водил войска против филистимлян, все его выходы на их территорию были сделаны в одиночку. И в контексте с его избранностью родители Самсона сочли отвратительной его просьбу взять ему жену из филистимлянок. Они же знали, что он избран, чтобы начать избавление Израиля от филистимского ига. Как, они, наверное, спорили, может их сын жениться на одной из них, и в то же время бороться с ними? Они также ясно понимали принципы, которым учит Писание и которые позже собраны были Павлом в 2Кор.6:14-18:

«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому».

Именно это внушали родители Самсону, когда говорили: «Разве нет женщин между дочерями братьев твоих и во всём народе моём, что ты идёшь взять жену у Филистимлян необрезанных?» И с точки зрения успешной женитьбы они были правы. В то же время они не сознавали, что поступки Самсона были в замысле Бога, и что «он ищет случая отмстить Филистимлянам».

Семейные узы

О силе семейных уз говорят слова Самсона, которые он сказал жене, в ответ на её просьбу поведать ей ответ на его загадку: «Отцу моему и матери моей не разгадал её; и тебе ли разгадаю?» Не рассуждая о том, правы или не правы были они, имея секреты между мужьями и жёнами, этот отказ показывает, что в семье Маноя держать секреты было делом необычным. Счастливая семейная атмосфера, несмотря на ответственность всех её членов, создаётся прежде всего женой и матерью.

Мать научила Самсона Божьим путям, чтобы во все годы его испытаний, в трудностях и слабостях он никогда не терял веры в Бога Израиля, которому он служил, и за это он был удостоен упоминания в списке правоверных автором Послания евреям. Что характерно на этот беглый взгляд в портрете матери Самсона? Это была женщина веры, женщина естественной скрытности и здравого смысла, подчинённой своему мужу, но не побоявшейся упрекнуть его, когда он утратил веру. У неё было много достоинств, которые хотел найти в достойной жене Лемуил:

«Уверено в ней сердце мужа её… она воздаёт ему добром, а не злом, во все дни жизни своей… уста свои открывает с мудрости, и кроткое наставление на языке её… миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (Прит.31).

К содержанию…