Официальный сайт русскоязычной общины Христадельфиан

«Тут была также Анна, пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, проживши с мужем от детства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырёх, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время подошедши славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк.2:36-38).

Пророчица Анна

Три коротких стиха – это всё, что нам известно об этой пророчице. Ничего не сказано о ней до этого, и никаких комментариев после, ни в Евангелиях, ни в посланиях.

А вот рассмотреть её жизнь – интересно и полезно тем, кто в эти дни ищет спасения в Иерусалиме.

Когда Анна появилась с откровением Божьего намерения, она была уже старой женщиной, по меньшей мере восьмидесяти четырёх лет (в зависимости от того, как прочитан текст), теперь вдова после семи лет замужества. Очевидно, она вступила в брак очень рано. Она была пророчицей и из этого мы должны заключить, что она разбиралась в Законе, Псалмах и законах Израиля. У неё в жизни было много свободного времени, и она использовала его, приобретая знания и сообщая их всем вокруг.

Мы, в основном, касаемся лет её вдовства, а они были волнующими для Израильской истории. Ежедневно она посещала храм, молилась и постилась. Иисус сохранял у себя тех, о ком Бог написал через пророка Исайю: «Мой дом есть дом молитвы», и Анна именно так использовала храм. Как велико должно быть её горе видеть, что евреи сделали его «вертепом разбойников».

Её размышления продолжались и ночью, как это описывает нам Пс.133:1,2 – «Благословите Господа все рабы Господни, стоящие в доме Господнем во время ночи. Воздвигните руки ваши к святилищу и благословите Господа». И опять Пс.118:62 говорит: «В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои». Священникам в храме наверно была очень знакома фигурка этой старой женщины, такой постоянной в молитве.

Молитва и посты очень к лицу старой женщине, и на заре церкви Павел писал Тимофею, рекомендуя: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молитвах и молениях день и ночь» (Тим.5:5). Вдовство и одиночество порождают почтительность в характере. Это должна быть жизнь, увенчанная службой, если эта служба является молитвой за других и мольба, чтобы слово Божье было возвеличено и имя Его прославлено. Таким может быть противоядие скорби.

«Истинная вдовица»

Замужество Анны было уже в прошлом, «светом ее очей», и было отнято в весну её жизни; тогда она определилась провести «лето и осень» в службе своему Богу. Большинство молодых еврейских вдов снова выходили замуж, но Анна выбрала «лучший путь», который она не оставляла многие годы.

Её постоянная привычка стала её второй натурой. Жизнь для неё протекала мягко, как река, когда она наблюдала службу и церемонии Закона, отправляемые священниками, приход и уход певчих, смена дежурных у дверей, и всё, что было учреждено Давидом и Соломоном для поклонения Богу. Для неё это было не бездушное увлечение, а продолжительное духовное ликование.

Она была полна надежды, и её собственная надежда стала частью народной надежды. И надежда не давала болеть её сердцу, поскольку, несмотря на испытания века, в котором она жила, она ещё надеялась на искупление Иерусалима. Будучи пророчицей, она открыла глаза на слова Господа. И мы уверенно чувствуем, что она была одной из тех, кто знал, что со временем долгое молчание Бога должно окончиться. И хотя она была так стара, она читала и верила, что «даже юные ослабнут и устанут, но надеющиеся на Господа, воспрянут с новой силой». Анна испытала это обещание и была вознаграждена.

Известно также, что она была из рода Асирова, и этому племени Моисей сказал: «Как дни твои будет умножаться богатство твоё» (Втор.33:25). Её силы не кончались пока она не смогла увидеть Христа. Надежда дала энергию в старости, а предвидение Анной будущего способствовало её продолжительной службе. Её скорбь в ранней юности могла бы стать причиной потери интереса к текущим событиям, но этого не случилось.

Свидетель ужасных дней

Какие же текущие события происходили при её жизни? Однажды в стране была страшная гражданская война из-за того, что когда умерла Александра (царица-мать, вдова Александра Янеуса), два её сына Гирканус и Аристобулус взяли управление на себя. Гирканус, имевший безобидный, ленивый, слабый характер, получил священничество, тогда как самоуверенный, с твердой натурой брат сел на трон. Множество интриг плелось в верхах, и братья постоянно ссорились, приводя страну к большим несчастьям. И всё это время Анна молилась и постилась. Как пророчицу её уважали, она пользовалась авторитетом, и к ней стремились за советом и утешением.

Римские кампании были очень успешными; Помпей и его легионеры появились на холмах Иудеи, и город Иерусалим пал перед этим римским генералом. Помпей много слышал об историческом храме евреев, о гробнице внутри его, куда даже нога верховного священника может ступать только раз в год. Он задумался над незнакомым объектом поклонения, которого никогда не видел, и решил удовлетворить своё любопытство, и к ужасу евреев вошёл в святое святых. Была ли там Анна в тот момент? Как необходимы были её молитвы! Дрожь и невыразимую боль, должно быть, испытали все верующие в тот момент.

В эти дни Храм и его богатства сильно пострадали. Но пришло время, и на трон Иерусалима взошёл Ирод идумеянин. Стараясь примириться с народом, он женился на красавице Мариам, одной из последних в роду Маккавеев. Но мир не пришёл в страну, и Анна видела, как многих постигла гибель.

Одно из важных событий того времени, которое заслуживало интереса тех, кто служил в храме, это проявление Иродом своих архитектурных способностей, когда он перестроил, отремонтировал и перекрасил храм, чтобы придать ему славу, превосходящую даже славу храма Соломона. Строился этот храм сорок шесть лет. Анна была там и видела всю эту работу.

Когда строительство храма было закончено во всей его славе, Мария принесла маленького Иисуса. «Когда закончились дни очищения по закону Моисееву» она должна была принести жертву, как сказано в Божьем законе, «пару горлиц или двух голубей».

Среди уцелевших праведников

Во все века Бог сохранял для себя некоторое количество людей, которые изучали Его слово и искали исполнения Его обетований. Этим изучением они развивали предвидение, а некоторые, как Иосиф из Аримафеи и ученики Иисуса, несмотря на страх евреев, «ждали Царства Божия» (Лк.2:25).

Царство Божие, утешение Израиля и искупление Иерусалима были тем же для верующих, что и приход Мессии, чтобы исполнить обетование, сделанное отцам и много раз упомянутое в псалмах и пророчествах. Захария (силою Святого Духа) прекрасно объединил всё это в отношении своего сына, сказав:

«Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ свой и сотворил избавление ему, И воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков своих, что спасёт нас от врагов наших и от руки всех, ненавидящих нас, сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде перед Ним во все дни жизни нашей» (Лк.1:68-75).

Израиль утешался этими мыслями, и поколение Анны и Симеона ожидало буквальное искупление Иерусалима, потому что город и народ были под железной пятой Рима.

Время исполнилось

Кто читал пророчества Даниила, тот знает, что «недели» подходили к концу. Возрождение духа и исполнение пророчества произошло после долгого четырёхсотлетнего ожидания, с явлением Захарии ангела Гавриила в храме, связанное с памятными событиями в последние восемнадцать месяцев. Всё это послужило пробуждением веры. Ожидали ли Марию Симеон и Анна? Да, ждали.

Это не было секретом. Захария получил откровение за восемнадцать месяцев до того, как Елисавета должна была родить сына. Ангел стоял по правую сторону жертвенника кадильного во святом святых и объявил, что «ребёнок будет велик перед Господом… дабы представить Господу народ приготовленный». И было множество народа, ожидавшего Захарию у Храма, и среди них Симеон и Анна. Всем стало известно о божественном посещении и немоте Захарии.

Старый священник пришел домой к жене, Елисавете, и каким-то образом сообщил ей о божественном послании. Она правильно поняла указание, так что когда Мария посетила свою кузину несколько месяцев спустя, Елисавета признала в ней «мать своего Господа». Елисавета, исполнившись святым духом, сказала громким голосом: «Благословенна ты среди женщин… И откуда это мне, что пришла матерь Господа моего ко мне?»

Когда родился Иоанн, Захария исполнился святым духом и предсказал: «И ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приготовить пути Ему».

Добрая весть о рождении Марией младенца разнеслась пастухами вокруг; после того, как они посетили ясли при гостинице, они разнесли молву, которая говорила «о том, что было возвещено о младенце сем» (Лк.2:17). И что же возвестил ангел пастухам? «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь».

Те, кто искал Царства Божьего, утешения Израиля и искупления Иерусалима, теперь знали, что время пришло. В храме народ считал дни. Симеон, как священник, да и Анна, знали, что по закону Моисея на восьмой день Иисус должен быть обрезан, и тогда Марии надо будет ждать ещё тридцать три дня, когда она сможет войти в храм, ибо закон Моисея требует сорока дней очищения (Лев.12:2,4).

Искупление в Иерусалиме

И было предсказано Симеону Духом Святым, «что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк.2:26). И когда он, ведомый Святым Духом, пришёл в храм, когда родители принесли туда Иисуса, чтобы исполнить положенное по закону, тогда он взял его в свои руки и благословил Бога. Теперь он был совершенно готов уйти, и он от всего сердца молился Богу с глубоким чувством благодарности. И в это же самое время подошла Анна и без малейших колебаний признала, что сын Марии и есть обещанный Мессия.

Для Анны исполнилась её неумирающая надежда. Скольких матерей она видела на протяжении многих лет! Все хотели благословения своим сыновьям, но только в этом малыше из Вифлеема она увидела спасителя Израиля. Мария могла поведать Симеону и Анне о своём младенце, о своей надежде, страхе и радости.

Песня Захарии по рождении Иоанна подробно записана для нас, а об Анне сказано только, что «…она говорила о нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».

Так коротка запись. Но Анна своим старческим языком возносила молитвы и, надо верить, что это была не равнодушно выраженная радость. Это был радостный взрыв благодарности с губ, которые многие годы произносили молитвы в храмовых стенах.

Она распространила эту весть в своем близком кругу. Она была известна по своим словам мудрости как пророчица, а теперь у неё была поразительная весть, которой она поделилась с теми, кто ждал искупления Израиля. В слове «искупление» была более, чем только надежда избавления. Эти люди, слушавшие Анну, были живой связью между Старым Заветом и Новым, ранним посевом обращения к Евангелию.

И теперь, обсуждая её жизнь и время, чтобы они не представляли интерес и увещевание только для престарелых женщин, позвольте сказать, что кем Анна стала в старости, это результат того, что она совершила в своей жизни. Она затратила всю жизнь, наполняя сосуд маслом Слова, и это поддерживало её вдовство. Жизнь, которую она избрала, многим не кажется идеальной. Она могла оставаться дома, оплакивая свой жребий. Но она продолжала ежедневно восходить по ступеням Храма.

Сколько в этом было активности и энергии, и как волнующе нелегко она жила, в то время, когда народ страдал от гражданской войны под гнётом врагов. Часто храм в Иерусалиме становился центром волнений, и терпение и вера Анны болезненно томили её, и всё же, когда наступила старость, она всё ещё была в силе, чтобы ободрять и увещевать других. Молитва и размышление, особенно за других людей, могли опустошить духовный разум. Сочувствие и понимание тревог тех, кто ищет утешения, увеличиваются, когда мы возрастаем в мудрости и познании.

Пока мы еще молоды и сильны, мы должны готовить себя для тех дней, которые впереди, «служа Богу постом и молитвой день и ночь».

К содержанию…