Официальный сайт русскоязычной общины Христадельфиан

АХАВ И ИЕЗАВЕЛЬ

Дон Пирс

Мы не столь часто обращаем свое внимание на врагов Бога. Тем не менее, в Писаниях сохранено немало подробностей из их жизни для того, чтобы мы могли знать, почему именно эти персонажи были неугодны Богу и чтобы мы могли стараться не повторять в своей жизни их грехов.

Давайте рассмотрим эту семейную парочку в контексте их жизнеописания. Ахав взошел на трон и стал править над десятью коленами где-то в 874 г. до н. э. Его отец Амврий был нечестивым (и в то же время крайне удачливым с мирской точки зрения) царем. Амврий перенес столицу из Фирцы в Самарию и основал ее на холме, который стал сильно укреплять. Он весьма удачно сражался с врагами Израиля и победил их: в 4 Книге Царств 3:4 мы читаем об оброке в 100000 овец и 100000 неостриженных баранов, который моавитяне присылали ему год за годом. Этот оброк служил источником немалого богатства для Амврия, которое, увеличиваясь всё больше и больше, уменьшало его заинтересованность в Боге. В итоге, зло и нечестие, которые творил этот царь, описаны как самые большие из когда-либо совершенных царями Израиля (3Цар. 16:25-26).

Нам не сообщается о том, сколько лет было Ахаву, когда он стал править в Израиле. Амврий царствовал лишь 12 лет, а Ахав, процарствовав 22 года, уже имел среди семидесяти своих сыновей одного достаточно взрослого для того, чтобы тот мог править вместо него, и дочь, достаточно взрослую для того, чтобы выдать её замуж за сына Иосафата. Отсюда можно предположить, что Ахав родился задолго до того, как его отец стал царем.

Если правление Амврия и было до крайности нечестивым, то Ахав в своей порочности превзошел и его. Слова, записанные в 3Цар. 16:30-33 способны всколыхнуть любого, кто их читает. Он был хуже самого Иеровоама, установившего двух золотых тельцов в Дане и Вирсавии. Ахав перенял обряды и поклонение сидонян, которые пользовались дурной славой идолопоклонников. Иосиф Флавий описывал то, как эти языческие цари устанавливали и развивали поклонение Велусу или Ваалу и “жене” этого идола, которую звали Ашерой или Астартой.

Женившись на Иезавели, приходившейся дочерью сидонскому царю Ефваалу, он сделал всё для того, чтобы идолопоклонство стало частью духовной жизни Израиля. Возможно, он утешал себя мыслью о том, что ответственность за это несла его новоиспеченная супруга, а не он сам. Ваалу повсюду поклонялись как богу плодородия и в этом качестве он именовался “Князем, Господином всей земли”. Также его называли “Господином дождя и росы”, в то время как дождь и роса являлись двумя основными видами увлажнения плодородной земли Израиля. Именно поэтому наведенная по молитве Илии засуха была ничем иным как прямым вызовом Ваалу, как затем и проливной дождь, последовавший от Бога по истечении трех с половиной лет засухи.

Также Ахав сделал рощу - деревья, которые затем срубались и из которых вырезали фигуры женщины, то есть “супруги” Ваала - Ашеры или, иначе, Астарты. Она была Царицей Небесной, прототипом богини любви Венеры. Поклонение ей было теснейшим образом связано с разного рода аморальностью. Всё это отступничество вслед Ваала словно раковая опухоль разъедало сердце Израиля (см. Иер. 11:13,17). Весьма немаловажно, что Книга Откровения (2:20-23) использует Иезавель в виде символа для тех, кто прелюбодействует от Истины, тем самым пороча путь жизни, путая его с мышлением, царящим в мире, и делая его более привлекательным в глазах плоти.

Иезавель описывается как пророчица. Более того, она была весьма деятельна в плане подавления и уничтожения истинных пророков. Она не терпела соперников себе. Авдий (3Цар. 18:13 описывает то, как она убила истинных пророков. В то же самое время она поддерживала и питала 450 пророков Ваала и 400 пророков Астарты (18:19), и всё это несмотря на то, что в те дни в стране бушевал столь жестокий голод, что невозможно было найти даже травы для того, чтобы спасти хотя бы некоторых животных. Сколь же тягостным бременем должны были быть эти многочисленные лжепророки для ослабевшей земли Израиля!

В третьей Книге Царств 17:1 нам рассказывается об Илие и его кратком послании Ахаву, в котором говорилось о засухе. После этого послания Илие пришлось скрываться, спасая свою жизнь. Ахав же искал его повсюду (18:10). Мы видим, насколько боялся за свою жизнь Авдий, которого не могло спасти даже его высокое положение. Это, пожалуй, способно кое-что рассказать о характере Ахава! Когда, наконец, Илия встречается с Ахавом, то осуждает его как истинного виновника всех бедствий Израиля (18:17,18). После этого состоялось противостояние на горе Кармил между лживыми притязаниями Ваала и истинными словами Яхве. Подробно о том, как это произошло, мы читаем в восемнадцатой главе стих 19-40. Это испытание закончилось тем, что все 450 пророков Ваала были умерщвлены. Однако, возможно, 400 пророков из рощ Астарты остались живы. В конце этого противостояния (18:44,45) Бог весьма наглядным образом показывает, что именно Он, а не какой-то Ваал, руководит всем происходящим в природе.

Ахав, несомненно, был весьма впечатлен увиденным. Когда он рассказал о происшедшем своей жене Иезавеле, то та просто взбесилась (19:1,2). Илие вновь пришлось спасаться бегством. Он мог найти в себе силы противостоять Ахаву, но Иезавель была еще более опасной личностью, чем израильский царь. Она была безраздельно и фанатично предана своим лжебогам.

После этого в главе 20 следует описание происшествия между Ахавом и Венададом, царем Сирии. Венадад угрожает уничтожить Самарию, в ответ на что Ахав разразился присказкой, которая у нас в Англии в ходу до сих пор (ст. 11). В последовавшем сражении Ахав разгромил армию сирийского царя, но тот вновь собирает такие силы, что по сравнению с ними войско Ахава выглядит просто небольшим стадом коз (ст. 27,28). Но и в этот раз Ахаву удается разгромить врага и даже взять в плен самого Венадада, однако он сохраняет жизнь своему пленнику. Это был весьма глупый поступок, ибо Венадад продолжал угнетать Израиля, да и сам Ахав, как нам известно, погиб спустя три года от сирийского войска, выразившего ему таким образом “благодарность” за оказанную Венададу милость!

Его победа над Сирией привела к миру и дала ему немалую добычу, пошедшую на строительство городов, один из которых был сооружен на севере у Изрееля. Здесь ему пришлось заняться изучением местности, окружающей его дворец. В этот момент произошла одна из самых гнусных историй, в которой были завязаны Ахав и Иезавель (гл. 21). Планы Ахава по расширению дворцовой территории включали в себя превращение близлежащего виноградника Навуфея в зеленый сад. В лице благочестивого Навуфея он встретил достойного противника, не побоявшегося дать царю решительный отказ. Этот человек никоим образом не хотел отдавать свое семейное наследство в руки негодного царя (21:4). Ахав прослыл весьма талантливым полководцем, умело сражающимся с намного превосходящими силами противника, однако ответ, полученный им из уст человека, который даже по его пониманию был праведным, заставил его слечь в постель.

И тут Иезавель показала свое истинное лицо. Она была женщиной, которая любила власть и силу. Мужчины страшились чем-либо прогневать ее, но вместо этого искали лишь ублажить ее тем или иным, так чтобы добиться себе какой-либо выгоды или поощрения. Нам хорошо известен из Библии тот заговор, в который она вовлекла старейшин города и который, в итоге, привел к смерти не только Навуфея, но и его сыновей, так чтобы не могло остаться никаких наследников.

Радость Ахава, получившего, наконец, желаемое, сошла на нет сразу как только он увидел Илию, входящего в виноградник с леденящими душу словами, обращенными в адрес этих негодных супругов (21:19-24). В этот момент рядом с Ахавом находились двое молодых людей (4Цар. 9:25,26). Одного из них звали Ииуй. Он не мог знать тогда, что несколькими годами позже ему будет суждено уничтожить сына Ахава и встать на царство в Израиле. Покаяние, которое произвело в Ахаве послание Илии, должно было быть достаточно искренним, ибо Бог отложил суд над его домом до времени правления его сына.

Глава 22 рассказывает нам о родственном союзе, который Ахав заключил с Иосафатом, царем Иудейским, и о том, как он позвал его на помощь в деле завоевания Рамоф-Галаада. Эта история выдает непрекращающуюся борьбу внутри Ахава и его непостоянство. Его окружали пророки, о которых он знал, что все они были лжецами. Единственный пророк, который говорил ему правду, был Михей, однако ему всегда не нравилось то, что этот пророк говорил!

Слова Михея исполнились в точности. Несмотря на то, что Ахав переоделся в другие одежды во время битвы, его поразила шальная стрела и он умер в тот же вечер не сходя с колесницы. Когда колесница вернулась в Самарию, на ней не было места, не запятнанного кровью царя. Собаки, собравшиеся вокруг колесницы, стали жадно облизывать ее со всех сторон во исполнение слов пророка Илии. Что ж, это был достойный конец жизни нечестивого и безбожного человека, краткий итог которой подводится в главе 21 стихи 25,26.

Иезавель встретила свой конец четырнадцатью годами позже. Она была во дворце в Изрееле. Когда Ииуй вступил в город, она попыталась обратиться к нему (4Цар. 9:30-37), но ее выбросили из окна ее же слуги, а Ииуй растоптал ее труп копытами своего коня. Собаки закончили всё дело и в этом случае, точь в точь как предсказывал пророк Илия. Но даже они не сглодали ее череп, руки и ноги, ибо сии были наиболее знаменательными частями её тела! Они навеки остались служить в качестве символов злых мыслей, путей, и дел этой женщины. Ее жизнь кратко описывается в 4Цар. 9:22.

Итак, какой урок из всего этого мы можем извлечь для себя? Нельзя иметь двоящиеся мысли и нельзя колебаться. Ахав был весьма неустойчивым в своих определениях: он имел не только 450 пророков Ваала, но и 400 лжепророков Яхве! Ему прекрасно было известно, что Илия и Михей - это истинные пророки, однако он предпочитал слушать пророков ложных. Он не стал вмешиваться, когда со своей жизнью на Кармиле расставались 450 пророков Ваала, ибо знал, что они были лжецами. В то же время он не попытался воспрепятствовать своей жене в ее зловещем замысле о Навуфее. Он “разодрал одежды свои” и покаялся, когда услышал осуждение от Бога, однако во время своей смерти он описывается как человек безбожный и ненавидящий Яхве (2Пар. 19:2).

Какие еще уроки можем мы извлечь для себя? Всеми силами старайтесь воздерживаться от того, чтобы прелюбодействовать против Истины. Не позволяйте ложным путям этого мира подчинить себе вашу жизнь, а сильным и волевым людям увести вас на них. Не поддавайтесь искушению богатством и стяжательству. Ахав считал, что его богатства были доказательством того, что он угоден Богу. Однако они превратились в прах. Все его устремления, чаяния и мечтания были прерваны одной-единственной стрелой…

Иезавель надеялась на свою внешнюю красоту, которая оказалась ложной, на свою власть, на свои возможности, однако она закончила свой путь, так и не обретя погребение, подле которого кто-то мог бы вспоминать о ней. Всё что осталось от нее - это одно большое проклятие. Только её имя символически используется людьми как знамение над теми, кто совратился с истинных путей и навлекает на себя суд Божий.

<<< Вернуться назад