Официальный сайт русскоязычной общины Христадельфиан

ГОВОРИТЬ ХОРОШО О БОГЕ

(часть 2)

Сильные стороны утверждения о том, что сатана – это гордыня троих друзей:

Довод №1

Чрезвычайно важно заметить, что если придерживаться толкования, согласно которому сатана – это дух, вселившийся в трех друзей, то в этом случае серьезно страдает наше понимание Бога. Если Бог творит несчастье за несчастьем в жизни Иова только ради того, чтобы доказать сатане его неправоту, то насколько капризным и бессердечным должен быть такой Бог! Как будто Бог чувствует Себя неуверенно и постоянно испытывает необходимость доказывать всем и всюду, что Он прав. Разрушительное вторжение Бога в жизнь Иова в этом случае было бы сведено к некому мелочному «космическому эксперименту», как то было названо некоторыми исследователями. На основании же нашего объяснения Бог никоим образом не может восприниматься как эксцентричное и капризное существо. Божья рука теперь предстает исключительно как заботливая, ибо к концу книги Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин все вместе обретают спасение! «Торг» Бога с сатаной – а, точнее, литературный прием, использованный с тем, чтобы передать механизм взаимодействия Бога с Его творением, - по существу заканчивается тем, что Бог совершает спасение в жизни «сатаны» - троих друзей Иова. В такой интерпретации вторжения Бога в жизнь Иова заключен глубочайший и прекрасный смысл, ибо спасение всякого, кто только может быть спасен, во все времена было Его главной миссией и задачей (Иоан. 3:16,17; Рим. 5:8).

Если бы за всем этим «торгом» не крылась перспектива спасения человека, то Бог никогда и не двинулся бы на совершение всех этих действий, и не возложил бы столь тяжкое бремя священства на своего верного слугу Иова. Только при таком объяснении, где эти самые противники приводятся ко спасению, и величие Божьей победы, и острота всей драмы достигают своего максимума! Мы также видим то великое доверие, которое Бог возлагает на Иова во всем этом нелегком вопросе необходимого страдания ради своих заблуждающихся друзей, которое затем заканчивается их спасением.

Таков тот Небесный Отец, которого знаю я.

Довод №2

Рассматривание гордости троих друзей в роли сатаны означает великую внутреннюю чистоту и целостность Книги Иова. Традиционное толкование сатаны как злого сверхъестественного существа или как ангела Божьего, или как какого-то стороннего человека, ведет к тому, что такой Сатана исчезает уже на второй главе Книги и никогда более не возвращается на всем протяжении разворачивающейся драмы. Отстаиваемое же нами понимание превращает сатану в неотъемлемого участника драмы, который на всём ее протяжении продолжает находиться в самом её центре. Елифаз, Вилдад и Софар присутствуют уже в первой главе Книги, хоть и преподносятся под термином «сатана», в который влагаются все их противные Богу мысли. Подобным образом, сатана остается в центре внимания книги: он участвует в споре с праведным человеком на всём его протяжении, до самой последней главы, в которой он подвергается обличению.

Довод №3

Сатана обличается Богом (Иов 42:7,9). При любом другом объяснении, за исключением этого, сатане удается ускользнуть совершенно безнаказанным за свою клевету против Иова и за своё пренебрежение ко Всемогущему. Только предложенное нами объяснение ведет к тому, что сатана получает воздаяние и обличение от Бога, что находится в полном согласии буквально со всеми прочими примерами взаимодействия Бога с сатаной в текстах Писаний.

Довод №4

Помимо всего прочего, объяснение сатаны как терминологическое обозначение гордости троих друзей превращает Книгу Иова в произведение, полностью согласующееся с остальным Писанием: оно преподносит сатану - врага Божьего - как бунтарское сердце человека.

Довод №5

Все качества и характеристики сатаны в Книге Иова являются чисто человеческими по своей сути:

(а) Сатана горит завистью к богатству Иова. Несмотря на то, что доводы сатаны направлены против мотивов, по которым Иов продолжал поклоняться Богу, легко видеть, что на выступление против Иова сатану изначально подвигло сознание того факта, что Иов обладал величайшим богатством. Принимая во внимание эти неопровержимые детали, остается лишь задаться вопросом: неужели бы какой-нибудь ангел, или некое Мефистофельское сверхъестественное существо, полагающее всё свое неисчерпаемое коварство и всю силу в вечную борьбу со Всемогущим, опустился бы до того, чтобы закрутить всю эту историю лишь по той причине, что у Иова было немало верблюдов? Нет. Ревность и зависть в отношении материального благополучия является эмоциональной реакцией настолько низкого уровня, что немедленно выдает своё исключительно человеческое происхождение.

(б) Сатана выглядит законченным глупцом! Весь фундамент спора, который сатана затеял с Богом, покоится на убежденности в том, что он, сатана, на самом деле, куда умнее чем Бог, а потому смог заметить и обнаружить нечто такое, что Бог совершенно выпустил из Своего внимания. Сатана доказывает, что в то время как Бог замечает лишь поверхностные доказательства преданности Иова, Он самым жалким образом упускает из виду куда как более сокрытые от взора причины, по которым Иов и старается выглядеть хорошим человеком. И эту сокрытую от всех иных глаз истину, рассуждает сатана, способен видеть и замечать только он один, так что теперь ему приходится терпеливо объяснять Богу, что Иов сохраняет Ему свою верность исключительно лишь ради материальных благословений, которые он получает из рук Всемогущего.

Возможно ли вообще поверить в то, что какой-нибудь ангел Божий окажется настолько глуп, что вообразит себя куда более умным, чем Сам Бог? Разумеется, нет! История полна неисчерпаемых, бесконечных свидетельств о том, что только мы, люди, способны распоряжаться своими жизнями так, как будто мы знаем куда лучше Самого Бога.

(в) Сатана «переводит стрелки» всякий раз, когда его ложь становится очевидной. Первая договоренность между сатаной и Богом касалась вопроса о том, проклянет ли Иов Бога в том случае, если размеренная жизнь праведника будет нарушена в достаточной мере. После того как материальное благополучие Иова подвергается полному изничтожению, он так и не обронил ни единого проклятия в адрес Господа (Иов 1:20-22). Сатана, таким образом, проигрывает этот раунд. Однако вместо того, чтобы со смирением признать своё явное заблуждение, он начинает «передвигать стрелки», теперь утверждая, что, на самом деле, он всё-таки прав, просто нужно применить другой подход и тогда его прозорливость и, соответственно, заблуждение Бога станут очевидны сами собой (Иов 2:3-5). И вновь, подобные подходы в поведении, равно как и реакция на уличение в неправоте, всегда отличали человека и чисто человеческую природу.

(г) В высшем смысле считается, что цель и наибольшая радость сатаны достигаются в тот момент, когда какой-нибудь праведный человек оступается и падает, или, по крайней мере, когда удается доказать, что тот или иной праведник, на самом деле, не более чем скрытный лицемер. Стремление разоблачить внешне праведного человека, такого, например, как какого-либо известного христианского деятеля, и выставить его шарлатаном и лицемером, а затем со злорадством обсасывать буквально каждый выявленный факт его нравственного падения – это нечто, что всегда широко присутствовало и характеризовало человеческое общество. Достаточно лишь заглянуть в ближайшую газету или посетить один из политических интернет-блогов с тем, чтобы в очередной раз убедиться в этом.

Продолжение...

<<< Вернуться назад