Официальный сайт русскоязычной общины Христадельфиан

ХЛЕБОПРЕЛОМЛЕНИЕ

(Продолжение)

До времени реформации шло прогрессивное удаление от вечери Господней в том виде, как она была описана в Новом Завете. Вместе с учением о реальном превращении в плоть и кровь стал преобладать элемент таинства и чуда, как сущности всего служения. Должность священника приобрела особое значение. Священник облачался в надлежащие одежды, алтарь украшался свечами и прочими аксессуарами, а служба велась по сложной церемониальной схеме.

РЕФОРМАЦИЯ И ЕВХАРИСТИЯ

Как реформация, начавшаяся 500 лет назад, повлияла на сложившуюся ситуацию? Лютер, великий немецкий реформатор, отверг «жертвенную» концепцию мессы. Он верил в то, что это не жертва, а обетование – всё евангелие, в котором Христос обещает нам прощение наших грехов, и такое обетование может быть исполнено только посредством веры. Тем не менее, Лютер придерживался точки зрения о присутствии плоти и крови Христовой в хлебе и вине. В этом отношении он отличался от своего современника Цвингли, влиятельного швейцарского реформатора, который рассматривал составляющие службы только как символы преломленного тела и пролитой крови.

Кальвин пытался найти промежуточную точку зрения между Лютером и Цвингли, и интересно то, что учение об евхаристии (причастии) в Англиканской книге молитв и статей большей частью совпадает с взглядами Кальвина. Оно отвергает идею пресуществления, или превращения хлеба и вина в плоть и кровь, и рассматривает их как инструменты, при помощи которых истинные верующие наделяются милостью Божьей. «Жертвоприношения во время месс, когда, как обычно считается, священники приносят в жертву Христа за живых и мертвых, чтобы получить отпущение грехов и избавиться от боли, были богохульными небылицами и опасной ложью» (Статья 31).

ПОСЛЕ РЕФОРМАЦИИ

Христианство сегодня представляет собой очень разнообразную картину, и это отражено в церемонии Вечери Господней как в различном взгляде на нее, так и в разнообразном ее проведении. Римская католическая церковь продолжает придерживаться своих основных формул, своей веры в полномочия священников и в чудо пресуществления. Англиканская церковь недвусмысленно отказывается от доктрины пресуществления, изложенной в «Тридцати девяти статьях», и верит в учение об «Истинном присутствии». Нет отчетливой разницы между этими доктринами, но последняя утверждает, что присутствие Христа может быть достигнуто при употреблении священных даров во время евхаристии, а не в какое-то другое время. Но каким именно образом это присутствие связано с освещенным хлебом и вином? В Англиканской церкви было и до сих пор есть много различных ответов на этот вопрос, и потому нет ничего удивительного в том, что в пределах церкви существует широкое разнообразие учений и ритуалов. В некоторых «верховных» церквях обряды и церемонии тяготеют к католическим, в то время как в более «низших» церквях ритуалы гораздо проще по форме. В Отчете комиссии по христианской доктрине, сделанном архиепископами Кантерберийским и Йоркским в 1922 году этот факт был подтвержден:

«Сегодня некоторые англиканские богословы предлагают новую пробную формулировку доктрины Истинного присутствия, что вызывает размывание границы между старым учением об «Истинном присутствии» и доктриной виртуализма (верой в то, что хлеб и вино становятся плотью и кровью не по материальной сути, а в виде духовной энергии, силы и влияния)… Некоторые из тех, кто защищает эти интерпретации, обычно не отвергают термина «пресуществление» в любом смысле, который это слово подразумевает. Они сказали бы, что существует истинное изменение сущности через освящение».

«Наконец, есть те, кто предпочел бы изменить доктрину Истинного присутствия, упростив ее, хотя, возможно, не так легко излагать традиционным языком современные философские теории. Они, как правило, не утверждали, что хлеб и вино сами по себе хоть сколько-нибудь изменились через освящение, получив новое содержание или обретя новые свойства, о которых можно было бы сказать, что это их свойства. Однако они верят, что во время евхаристии хлеб и вино вступают в новые духовные отношения с живым Христом. Чрез освящение они становятся главной основой милостивого откровения Христа и Его деяний по отношению к верным Ему людям. И, действительно, они становятся таковыми, поскольку в этих материальных предметах и в том, что проделано с ними, выражена жизнь Христа, однажды принесенная в жертву преломлением Его плоти и пролитием Его крови, которая сейчас отдается верующим, чтобы стать их духовной пищей. Поэтому хлеб и вино становятся плотью и кровью просто потому, что Христос использует их в качестве личного общения с нами».

Нонконформистские, или диссидентские, церкви в большинстве своем соблюдают Вечерю Господню как трапезу воспоминания, хотя некоторые общины, такие как Общество друзей (квакеров) и Армия спасения, не включают ее в свои службы. Часто, но не всегда, там, где трапеза воспоминания сохраняется, она является основным моментом службы, проводящейся в первый день недели. Здесь опять же нет единого правила: в пресвитерианской церкви «Святое причастие» может проводиться еженедельно, ежемесячно или даже еще реже.

Поэтому во всём христианстве существует разнообразие мнений и взглядов на этот вопрос, не только в отношении значимости символов (хлеба и вина), но и в сущности этого ритуала и частоте его проведения. Даже его благожелательному приверженцу можно простить чувство смущения или замешательства. Но у нас есть руководство, способное дать нам истинное понимание этого ритуала, чтобы мы могли выполнять его так, как угодно Богу. Эта брошюра была написана для того, чтобы у истинного христианина не осталось никаких сомнений в отношении Божьей воли по этому жизненно-важному предмету.

НАЗАД К ПРОСТОЙ ИСТИНЕ

Когда мы говорим о простой истине в контексте вечери Господней, мы совсем не отрицаем того, что предмет, о котором мы говорим, чрезвычайно важен. Великая истина этого откровения проста, но в то же время и глубока. «Бог есть любовь» и «Бог во Христе примирил с Собою мир» – высказывания , смысл которых не может быть оценен во всей полноте; однако мы можем подойти ближе к пониманию истины, если будем искать ее в откровении, данном человеку и отраженном в жизни нашего Господа и Его последователей.

Касаясь рассматриваемого нами предмета, мы имеем очень большое преимущество: мы знаем слова Иисуса и апостолов, на которых снизошел Дух Святой и, как обещал Господь, вел их к полной истине. Апостолы прекрасно знали, что после их смерти произойдет отход от истины. Послания Петра и Павла не оставили нам сомнений по этому поводу. Апостол Павел предупреждал своего младшего товарища хранить истину, которую он познал: «О, Тимофей! храни преданное тебе» (1Тим. 6:20). Неужели не было ясно, что при отступлении от истинного христианства выяснить правду можно было, обратившись к известному учению Господа и апостолов? Ни одна церковь или община, претендующая на звание христианской, не имеет власти над текстом Писания или его толкованием. Окончательная проверка должна проводиться по самому этому тексту: «[Обращайтесь] к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Исаия 8:20).

На следующих страницах будет представлено изложение истинного учения Нового Завета об этом предмете. Страницы Писания, связанные с учреждением вечери Господней, были уже процитированы; как те, что содержали заповеди Иисуса, так и те, что передали высказывания апостола Павла, который, обращаясь к коринфской церкви, произнес: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал».

Размышляя над полным значением принятия хлеба и вина, мы обнаружим, что этот предмет затрагивает многие отдельные аспекты истины, каждый из которых прекрасно выражен в этом акте воспоминания и размышления. Возможно, будет лучше, если мы рассмотрим отдельно несколько из этих связанных между собой предметов, которые соединяются в этих символах одновременно с достоинством и простотой.

(а) Возвещение смерти Господней

«Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор.11:23-26).

В первую очередь, этот акт воспоминания заставляет нас задуматься о том, что основой христианства является то, что наше спасение сделалось возможным только благодаря смерти Христа. Нам здесь напоминается самое важное: «Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф.26:28). Когда эти слова были произнесены впервые, ученики почти не понимали их значения, потому что они не были готовы к Его смерти и по мере развития событий не ожидали Его воскресения. Однако смерть Иисуса была осуществлением Божьего замысла, предсказанного задолго до этого. После Своего воскресения Господь объяснил Своим ученикам:

«Надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лука 24:44-47).

Позже значимость этого всеобъемлющего искупления на фоне развивающихся событий будет понятна ученикам. Они все-таки были знакомы с уникальной историей своего народа и знали смысл иудейской Пасхи, которая праздновалась в то время.

(б) Связь с Пасхой

«Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7).

В том, что вечеря Господня праздновалась во время иудейской Пасхи, нет ничего случайного, ибо есть важная связь между этими двумя праздниками.

Иудейская Пасха (Песах), как знает каждый читатель Библии - первый из трех больших ежегодных иудейских праздников, который напоминает об истории освобождения из Египта за пятнадцать веков до Христа.

До этого избавления Моисей дал угнетенным в Египте израильтянам строгий наказ:

«И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения. Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки» (Исход 12:21-24).

С тех пор этот ежегодный праздник постоянно и ярко напоминал о том, что Бог искупил свой народ «рукою сильною и мышцею простертою». Он показал также тот путь, по которому Всевышний «прошел мимо» (перевод слова «песах») или дал спасение от смерти и плена египетского. Так пасхальный агнец стал символом национального и персонального спасения. Не удивительно ли то, что во время этого праздника должны были осуществиться злые умыслы иудейских старейшин против нашего Господа?

«Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа» (Лука 22:1-2).

Когда Иисус сказал Своим ученикам «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания» (Лука 22:15), Он заложил основание значения и тесной связи Его жертвы с обычной иудейской Пасхой.

(в) Христос как жертвоприношение за грех

«Агнец, закланный от создания мира» (Откр.13:8).

В смерти Господа, таким образом, засвидетельствованной в символах, мы видим замечательное созвучие между избавлением, произошедшем в прошлом, о котором напоминает иудейская Пасха, и тем, что теперь свершилось по отношению ко всему миру. Господь, взяв хлеб и вино, использовал эти символы, чтобы отметить новый и более значительный переход от смерти к жизни, вечное избавление от плена греха. В новой Пасхе Христос сам был пасхальным агнцем, который Своей смертью исполнил акт искупления, существовавший в замысле Божьим с самого начала. Он был «агнцем, закланным от создания мира». Агнец всегда использовался в жертвоприношении Богу, поэтому Иоанн Креститель, увидев Иисуса в самом начале Его служения, провозгласил:

«Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоанн 1:29).

Здесь, однако, не только жертвоприношение, ибо Сам Бог приносит его. Он дает агнца, как задолго до того дал овна в случае с Исааком.

«В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1Иоанн 4:10).

Несомненно, останутся какие-то аспекты искупительного труда Христа, которые ускользнут от нашего понимания, но нет необходимости понимать всё, что с этим связано, т. к. в любом случае это невозможно. В связи с этим нам достаточно осознать, что по милости Божьей для спасения обреченного человеческого рода умер Христос – безгрешный Агнец, принявший грехи Своих братьев, ибо «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Исаия 53:6).

Р.Т.В. Смолли

Продолжение в «Добрых вестях» №65…

<<< Вернуться назад