Официальный сайт русскоязычной общины Христадельфиан

КНИГИ БИБЛИИ

Серия статей, посвященных каждой книге Библии

ЕСФИРЬ – ИУДЕЙСКАЯ ЦАРИЦА ПЕРСИИ
Есфирь

Последней из собрания исторических книг выступает Книга Есфирь, повествующая о еврейской девушке, ставшей женой Ксеркса – знаменитого персидского царя. События, связанные с Есфирью, совпадают с серединой книги Ездры, то есть приходятся примерно на 486 год до н.э. Ксеркс известен в истории благодаря своему несметному богатству и закончившемуся катастрофой походу, который он предпринял в попытке покорить всё более укреплявшуюся Грецию. Первая глава книги описывает шестимесячное празднество в его дворце в Сузах, которое было устроено для областеначальников всех ста двадцати провинций его царства (возможно, это празднество предшествовало военному походу и служило неким подготовительным этапом к нему). Ближе к окончанию этого затянувшегося пира у Ксеркса случилась распря с его женой, в связи с чем его придворные советники порекомендовали ему развестись с ней и найти ей достойную замену. Именно во время последовавшего за всем этим поиска достойной кандидатуры на место персидской царицы, охватившего всё царство, Есфирь была приведена пред Ксеркса и его выбор пал на нее. Она была сиротой, которую воспитывал ее старший двоюродный брат Мардохей, также состоявший на службе при дворе. Он предупредил ее, однако, чтобы она не раскрывала царю своего происхождения.

Развитие всей истории сопровождается событиями, полными непередаваемой иронии. Мардохей спасает царя от покушения, но при этом попадает в немилость к царскому фавориту Аману. Последний происходил из среды древних врагов Израиля – Идумеян (то есть он был одним из потомков Исава). Из чувства мести Аман убеждает царя уничтожить «сборище неудобных подданных» (при этом он забывает упомянуть, что они являются евреями!). Мардохей призывает Есфирь использовать всё свое влияние на царя с тем, чтобы спасти свой народ. Трепеща от страха, она просит царя об уединенном свидании и пире, на котором она могла бы обратиться к нему со своей просьбой. Амана Есфирь тоже приглашает на этот пир и он, довольный, похваляется сей оказанной ему честью перед своей семьей. Оттягивая время, Есфирь приглашает их прийти и на второй день, обещая именно тогда изложить царю свою просьбу. Однако в предшествующую второй части пира ночь Ксеркс обнаруживает, что Мардохей никоим образом не был ни отмечен, ни награжден за то, что некоторое время назад спас ему, царю, жизнь, и обращается к Аману с вопросом о том, как бы тот наградил истинного и ближайшего царского друга. Аман, ошибочно полагая, что царь имеет в виду никого иного как только его самого, отвечает так, что в результате его ответа ему пришлось водить по всему городу за поводья царского коня с восседающим на нем своим архиврагом и заставлять весь народ кланяться Мардохею. В следующий же вечер Есфирь раскрывает царю, что и ее саму, и весь ее народ обрекли на смерть, и сделал это никто иной как… да, Аман! Исполненный ярости Ксеркс повелевает повесить бывшего фаворита, а на место своего ближайшего придворного советника назначает Мардохея. Указ Амана об уничтожении всех евреев, однако, не может быть отменен в соответствии с законами Персии. Тогда Мардохей и Есфирь издают второй указ, который, по сути, препятствует осуществлению первого, и согласно которому евреи, в обычных условиях имевшие статус подневольного народа, получают право взять в руки оружие с тем, чтобы защищать себя от всех возможных врагов именно в тот день, в который Аман планировал осуществить свой замысел о холокосте. Возможно вам известно, что евреи по всему миру до сих пор празднуют эту победу над злобным Аманом, и этот праздник у них называется Пурим.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ

Вот еще несколько примечательных дат из истории Библии:

Исторические вехи

Продолжение...

<<< Вернуться назад