Официальный сайт русскоязычной общины Христадельфиан

КНИГИ БИБЛИИ

Серия статей, посвященных каждой книге Библии

ЕВРЕЙСКАЯ ПОЭЗИЯ – КНИГА ПСАЛМОВ
Еврейская поэзия – книга Псалмов

Псалмы дают нам замечательную возможность заглянуть в еврейскую поэзию. Несмотря на трудности перевода стихотворных текстов (связанные, прежде всего, с переносом в другие языки рифм и «мелодий» стройно и гармонично подобранных слов), нам совсем не обязательно быть экспертами для того, чтобы оценить красоту этих древних писаний. В еврейской Библии книга Псалмов разделена на пять частей. Каждая из них является своего рода антологией (собранием) работ разных авторов. Все вместе они представляют храмовую книгу песнопений. Это становится понятно благодаря рекомендациям по исполнению музыки, которыми сопровождаются отдельные псалмы, и указаниям в их заглавиях на дирижеров храмового песнопения, таких как сынов Корея и Асафа.

Примерно половина из всех псалмов имеют заголовки, из которых следует, что они были написаны царем Давидом, обладавшим великим музыкальным даром (см. 1Цар. 16:16 и Амос 6:5). Один псалом приписывается руке Моисея (Пс. 89), в то время как все оставшиеся не имеют каких-либо указаний касательно их авторства. Многие из этих псалмов были положены на музыку для исполнения в собраниях верующих в Англии.

Наше понимание псалмов возрастет, если мы поймем, что традиционная еврейская и английская поэзия имеют в своем основании различающиеся правила. Оба подхода используют постоянный ритм или размеренный такт применительно к каждой строке. И тот, и другой задействуют обилие тщательно проработанных сравнений или метафор, призванных связать воедино эмоции автора и опыт читателя. В то время, однако, как наши чувства и восприятие испытывают особое ликование благодаря точно подобранным и гармоничным звукам, заканчивающим собой каждую строку (что известно как рифмование), израильтян в большей степени восхищает математическая структура данных поэтических произведений. Например, сменяющие друг друга строки могут начинаться с каждой последующей буквы алфавита (акростих), или два противоположных утверждения могут преподноситься в виде структуры А-Б, Б-А. Наиболее заметной особенностью еврейских стихов является так называемый параллелизм, то есть явление, при котором в одной строке делается какое-либо утверждение, а в той, что следует после нее, вновь говорится об этом же, но уже другим способом, причем нередко более выразительным. Вот пример этому приему, взятый из второго псалма:

«Восстают цари земли,
и князья совещаются вместе
против Господа
и против Помазанника Его.
Расторгнем узы их,
и свергнем с себя оковы их.
Живущий на небесах посмеется,
Господь поругается им.
Тогда скажет им во гневе Своем
и яростью Своею приведет их в смятение».

В данный момент не представляется возможным охватить всё множество псалмов и подробно рассказать о них. Однако уместно будет уделить несколько минут псалмам Давида. Сей герой Библии, как мы уже видели, прошел через множество устрашающих событий, и жизнь его не раз висела на волоске. В результате совершенного им прелюбодеяния с Вирсавией, его судьба превратилась в одно сплошное испытание и больше не изобиловала гармонией и упорядоченностью. Его страхи, его благодарность за неизменное покровительство со стороны Бога, его глубокое раскаяние за совершенный им грех и уверенность в милости его Господа – всё это находит отражение в сочиненных и написанных им псалмах. Небезынтересно, что многие из них имеют в начале краткое пояснение о тех обстоятельствах, при которых они были написаны. Посмотрите, например, на заглавия Псалмов 33, 50 и 56. Двадцать второй псалом Давида – Песнь Пастыря – принес утешение миллионам людей. В нем, используя чрезвычайно образный и красноречивый язык, Давид представляет себя агнцем, Пастырем которого является Сам Бог, ведущий его через все опасности и трудности жизненного пути, и помогающий ему благополучно пройти даже через долину тени смертной. Псалом 118 служит превосходным примером акростического приема, в котором каждая строфа, состоящая из восьми стихов, начинается с одной и той же буквы еврейского алфавита, и в таком порядке псалом проходит через весь алфавит, задействуя, в итоге, каждую из его букв. В то же время, основная тема псалма вращается вокруг восьми синонимов, обозначающих Божье Слово.

Однако Давид не был просто поэтом, но, что еще важнее, он был пророком. Дух Божий пребывал на нем. Когда он писал о своих испытаниях и переживаниях, он во многих случаях предсказывал служение и опыт самого Иисуса. Чтобы продемонстрировать это, давайте обратимся к словам апостола Петра, запечатленным в Новом Завете, но говорящим о Псалме 15:8-11:

«Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: ‘…возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим’. Мужи братия! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа…» (Деян. 2:23-31).

В так называемых «Мессианских псалмах» есть изумительные пророчества об Иисусе («Мессия», что на русском языке означает «помазанник», «помазанный» – это звание и титул, употребляемый пророками для обозначения обещанного Израилю Царя). Из этих псалмов мы можем узнать об обстоятельствах рождения Христа (115:7), о том что он был отвергнут собственной семьей (68:9), о том как его предали (40:10), о лжесвидетельстве, имевшем место во время суда над ним (34:11), о его распятии (21:17-19), о его воскресении (15:10) и о последующем вознесении на небеса (109:1). Эти слова, написанные за тысячу лет до рождения Иисуса, показывают, что Библия, воистину, является делом рук Божьих.

Продолжение...

<<< Вернуться назад